Цейтлин Г. Народные игры в Поморье.

мой взглядъ является необхогнмьшъ для того, чтобы общая к а р т и н а ,к о ­ торую мнё хочется наметить, явилась, хотя бы относительно, полной. П/Ьлое л ето, какъ известно, псе мужское н а с е л е т е проводитъ на Мурман'Ь. Въ поморскихъ селеш яхъ остаются только женщины , да ма­ ленькая д’Ьти и неспособные къ труду дряхлые старики . Да к ъ тому ощи почти все лФ.то проходитъ для женщины во всевозможнаго рода работахъ. Необходимо „листъ кидать“, сЬпо косить, мохъ драть, грибы и ягоды собирать. Все это время не до веселья въ Поморье. Жизнь начинается только осенью , когда мужчины возвращаются съ промысла. Первые дни после ихъ npi-Ьзда знаменуются гран.нозн’Ьй- шимъ пьяпствомт., въ которомъ принимаю гь у частif! даж е „зуйки„ школьпаго возраста. Ш ляются по улицамъ, обнявшись, поютъ непри­ стойный п'Ьсни подъ аккомпапимепть „тальники“ и грубо ругаю тся. Съ Покрова начинаются вечеринки и беседы . До святокъ эти вечеринки устраиваются парнями. Пшсолииъ день, 6 декабря, знаменуется въ нЪкоторыхъ сел еш яхъ грациозными драками. Обыкновенно эти драки завязываются па вечо- ринкахъ или „бес’Ьд'Ь". Зат-Ьмъ настуиаютъ святки. Теперь уж е девуш ки устраиваю тъ во- чзринки и „бесёды“. Ходятъ „хухольпиками", т. е ., маскируются. П/Ь- лые дни и ночи веселится поморская молодежь въ т е ч е т е д вухъ п е­ дель святокъ. Посл'Ь святокъ наступаетъ свадебный сезопъ и устраиваются „гор ­ ки" (ледяиыя горы для катанья). Катаются на мишатюрныхъ саноч- кахъ. Почти каждая девуш к а имёетъ таю я саночки, а на обязанности парпей лежитъ плата за каташ е. З а то девушки , катаю тъ" ихъ насво- нхъ ко.тЬпяхъ. „Горка" но обыкновенно устраивается на pf.icli. Съ об'Ьихъ сторонъ она обставляется елками и разноцветными флагами. Въ п'Ько- торыхъ селешяхъ даже устраиваются разноцветные фонарики для ноч­ ного каташ я. Это р а зв л е ч е т е очень милое и здоровое. После этого наступаетъ велиюй посгь. П а сцепу выступаешь Ц'Ьг лып рядъ игръ, съ которыми читатель познакомится ниже. Среди всЬхъ этихъ игръ особенно выделяется „имушна“, завоевавш ая себ е среди по­ морской молодежи самое почетное место. Слово „имуш ка" происходить отъ слова „ и м а т ь л о в и т ь , иначе говоря, игра въ жмурки. Вечеринки и „беседы" па все время великаго поста прекращаются и возобновля­ ются o n e улее осенью. Съ наетуплешемъ св. Пасхи депушки устраиваю тъ „кацюли“ (ка­ чели) „Кацюли“ эти устраиваются въ сараяхъ ч еловек ь на 1 2—15. После обеда девушки собираются къ качелямъ и до вечера качаются („зыблются") и поютъ песни . Парни же холятъ съ „музыкой1* нзъ одно­ го сарая въ другой. З д е с ь же въ сараяхъ и иляшутъ. З а „кацюлями“ проводятъ время до Пнколина дня, 9 го мая. Этотъ день совместный и посл едив праздникъ мужчииъ и женщннъ. Х о зяева угощаютъ въ этотъ день своихъ „казаковъ" (рабочихъ) водкой. Почти все населеш е въ этотъ день выходить на „лужокъ", и устраиваются хороводы . П осл^дш е из­ редка устраиваются и въ л етнее время по праздничнымъ дпямъ. Следуотъ упомянуть еще объ одномъ развлечеши. Это—гулянье , кругомъ*. Характерная типичность поморскаго селеш я—это выстроен­ ные вдоль обЬихъ сторонъ речки дома и два моста, перекинутые че- резъ речку на обоихъ копцахъ селеш'я, такъ что, если вы хотите гу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz