Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.
л: i. ! !зк!л i i,i Архангельск!ini Общес тва ..Ila мире. па ок*-апе. на острове на Буяне сндятъ Блеймоптi. IiiLiiapiiiiCKiii и Васи.йй Лекарпнскш и тугой .туш. натилпмютъ, корен- яу ст] 1 'Ьлу натнгнваютъ. Iio.ii. скоро летигь корепна стрела, толь скоро иршш. прпзо- ры прочь выходите Бело пришло—бело прочь поди; черно пришло— черно прочь поди: красно пришло— красно прочь поди. on . д-t.nKii, шимоволое.ки , отъ-бабы простополоски, отъ красна!о глаза. огь рус»го полоса, он. своей х^дой думы. К.ночъ въ море, за.чокъ иъ porli. Во ими Отца и Сына и Сиягаго Духа Аминь". •>тотъ же снособъ .тЬчешя применяется и къ домашпнмъ живот- пимъ и птицамъ иъ случае ихъ забо.тЬвашя отъ „дурного глаза". C.rfc- дуетъ также отметить. что большинство внезапныхъ болезней, а также лихорадка. порезы, иораношн и т. п. часто относить къ в.иншю ..дур ного глаза". Безъ большой наш леки net почти болезни можно поднести аодъ :m категории. Для останавливали крови, текущей нзъ рапъ, существует!, особый загопоръ сл4дующаго содержаши: _1>детъ Адамъ на бЬломъ конЬ, держнп. Адамъ саблю па голе. сЬкегь Адамъ по мертвымъ т1.лам'ь, чтобы кровь не шла и щепота по била у раба божьяго тм я больного). Будьте мои словеса крепки н емки. Во имя Отца н Сипа, и Свя таго Духа. Аминь“ . При атомъ знахарка обводить три раза пожемъ иокругъ больного м'Ьста и иос.гЬ каждаго раза нлюетъ на последнее. Для останавливашл крови у домашнихъ животных ь существуетъ !руroil заговоръ слt дующаго содержанiя : „Дне девицы дорогнхъ. две иголки золотыхъ,—онЬ шелкомъ шнлн —ношнвали и раны зашивали. Зашейте и рану моего копя (пли коровы п т. п.). Кровь стань у коня мого. Во имя Отца н Сына н Святаго Духа. Аминь". То же самое делается при чирьяхъ и всевозможныхъ сыняхъ, ко торыи, по мнеiiiк. номоровь, получаются огь „баенной нечисти". Вотъ >потребляемы» въ такихъ случаяхъ заговоры: „Есть у раба божьяго (имя) девять дыръ. Одна дыра— лишняя ды ра. Во все п о д и : в ъ одну не ходи. 11 рабъ боа; iii (имя) х.тЬбъ естъ и уголь естъ, а жару не естъ. Тело (имя| железное: гЬло, аки кремень. П солнечный жарь, и баепный паръ, и ангели божьи и жгутъ н на лить: и чирьи, и Оаенпа нечисть, и прнцы. ирнзоры, лихи; оговоры и ветреппыи переломы. II отколь пришло—туды п ходи п паба божьяго ‘ имя) во веки не тропи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Оп> чирьевь существуетъ особый заюворъ: „Чирей, вередъ, где ты зародился? Т у п . твои слова пуще иостраго ножа. Малепыпй красненький, посохни, поблекни у раба божьяго *нмя больного). Будьте мои словеса крепки н емки. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь". Этой’ последней ..приск; зкой" заканчивается всякий заговорь. Очень часты иъ Поморьн случаи забо.гЬвашя болЬзныо, которая носить оригинальное шшаше: „п’упъ уналъ“ . Болезнь эта крайне не определенная и лаже медикъ, ноб'ывавинй въ Поморье, врндь лн взял я бы определить, что именно скрывается подъ этимь пазвашемъ. По мне iiiio населении „пупъ у надеть" у человека огь тяжело!! непосильной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz