Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.
As 4. И з в Ь с п я Архангельского О бщ е с т ва (ш н у ть рыбу). Старуха нагнулась надъ котломь и отъ пара, который ударилъ ей т . глаза, неожиданно пропрела. Убивая isь лЬсу или uo.it , зм1по, paaciiKaTb ее не рекомендуется, ибо она, по прелашю, можетъ .срастись". Бчзполезио разрубать змею, хоти бы се успели даже сварить. Чудесное свойство срастаться остает ся за нею п нь этомъ случит., поэтому сваренную хчФ.ю па улицу не яыбрагыиаюп, а непременно сжиганпъ. Отравляясь иъ .itc.b, на сЬнокосъ, или просто куда-либо изъ се ла, Miiorie нроизпосятч. нечто npo.it заговора протнвъ встрЬчи со змЬеЙ, слЬдующаю содержашя: „Солнце, небо, яап.-сыра земля, заприте 31гЫ:ь шипучих I. и ползучихъ, чтобы не грелись, да iii! крутились, но прыгали, да не скакали, не шпиЬлн, да не кусали". Эготъ язычески: заговоръ знаютъ очень мноп'е изъ поморовъ. По другой, не менЬо ин- тересный заговоръ противъ заражен!я кропи отъ укусовъ з.м-Ъи, зпаютъ только iieMiiorie колдуны, Всей же .массе знахарокъ и колдуповъ По морья этогч. заговоръ совершенно неизвестен!.. Пользуясь любезностью одного изъ колдуповъ, разрЬшившаго мпЬ записать этотъ заговоръ, я могу познакомить съ нимь читателей. Прежде чтлп. прибегнуть къ чудесной силЬ заговора, колдунъ ре комендует!. возле мёста укупнннаго змЬей сделать тугую перевязку, такг. чтобы зараженная кровь не могла свобошо перейти въ друпя части тела. СделанI. перевязку, колдунъ обводить ножемъ вокругъ опу холи три раза, при чемъ после кажлаю раза плюетъ, приговаривая: „На мори, на K inut, па острови, на J>\я ни стои ть частый ракитын кустъ. В ъ томъ частомъ ракигово.чъ кусту лежнтъ Змей-Шкурышй. О, ЗмЬй-Шкураией, собери нсихъ своихъ Змей З.чеевиченъ мгжныхъ, нодрубежныхъ, колодныхъ, подколодныхъ, моховыхъ и лесовыхч., змею — Шкуранею п змею-Переярую, летучихъ п ползучих!.. А не собе решь, ты всихъ Змей Зм'Ьевиченъ межпыхъ да нодрубежныхъ, колод- пыхъ да подколодных!., моховыхъ да .ltcoifux!., зм1',ю-1Пкурапею да 3Mtro-Переярую, лиучихъ да ползучихъ— я пойду къ самому Гавршлу да св. Николаи! да попрошу ихъ напустить грознаго грому, гролну тучу, чтобы громомъ побило да мо.пней сожгло. О, рабъ Христовъ— челов'1;къ,—не ходи къ самому Христу, не пускай на меня грознаго грому, да грозну тучу, не бей меня ни громомъ да пи молош.ей, я— рабъ, Христосъ человекъ. Вытащи жала русаго. К акъ вода, чиста и непорочна такъ, чтобы и рабъ Bondii (имя) чисть быль и н е т роч^нъ отъ змеипной лютости и ненависти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Амипь“ . Этотъ же заговоръ употребляется и отъ укуса бешеной собаки, съ прибанлешемъ въ конц-b следующих!. словъ: „Вынимай зурну кровь изъ буйной головы, со ретивого сердца, нзъ подъ жиль и жилъ, изъ подъ костей и костей, изъ подъ h o i теи и ногтей, изъ подъ кожи и кро ви. Да пусть сохранить тебя апгелъ хранитель, иомощникъ денной, одеждникъ теплый, всюду да везде: и въ крутыхъ горахь, и во тсмныхъ лесахъ, и отъ ведьмы еретицы, и отъ лешаго, воднного, болотной ба бы, домового, буйнаго дерева да нечнстаго духа. Аминь*. На этомъ я пока закопчу свой очеркъ. Охватить все виды зна харства и повЬрШ поморскаго населешя —задача пн весьма легкая. К ъ тому же не следуетъ забывать, что это такой предметъ, который изу- neniio поддается нелегко, такь какъ записывать, напрпм.. „колдушки1- или заговоры не всегда и всякому удается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz