Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.
,V 4. изучены Русскаго Сквера. Когда поморки отправляются ..весновать1* (ловить рыбу въ озе- рахъ), ou t непременно стараются быть сытыми и иметь при себе деньги. Известно, что по повЬрыо парода, кукушка можетъ предсказать, сколько еще жить человеку. Поморки очень сильно пЬрятъ въ это и каждый годъ весною „ходить*1 спрашивать у кукушки: — Заго-ошиця кукушипя, скажи Божью правду, скольки летъ мпЬ-ка жить? И сколько разъ въ ответь на утотъ вопросъ кукушка „окуккаетъ", столько лЬтъ и жить спрашивающей. Позволю себе подчеркнуть тотъ ■фактъ, что кукушка называется „горе-горькая птица кукушка". Одно это гшваше уже достаточно, чтобы представить себе отцошеше номо- ровъ къ этой птицЬ. Иаоборотъ, голубь считается здесь святнмь, „божьей птицей". Голубя нельзя ловить, а тЬмъ 6o.ite убивать и употреблять въ пищу. Голубя надо кормить и ласкать. Боже сохрани, чтобы поморъ видЬлъ, какъ ловить или убиваютъ голубя. 11а агой почве бывали скандалы между поморами и ссыльными. V I. Ежегодно ел. нзетуплетемъ весны все проезжчн дороги Поморья и особенно трактъ, ведуний изъ Поморья въ Олонецкую губ. кишмя кишитъ всевозможнаго рода ямЬями, который въ это время выползаютъ нзъ своихт. норь и въ сухомъ горячймъ песке греются подъ лучами весенпяго солнца. Особенной опасности со стороны гадовъ ожидать нельзя, ибо, по большей части, это ужи, по темная масса поморскаго населения, не умея определить, какая изъ змей ядовита и какая нЬтъ, отиоситъ къ категор1и „опаспыхъ" всякую змЬю вплоть до ужа. На почве этого страха и возникаютъ те многочисленный легенды и разска- зы о змеяхъ, как!я можно услышать въ любой поморской деревне. Приведу некоторый поверья, слышанный мною изъ усть поморов ь въ с. Колежме, с. Лапине и Сумскомъ иосаде. Змея, которая встре чается на улице селешя или на дворе дома,— это „дворовой* (домовой) или „хозяинъ". Онъ является людямъ въ разныхъ видахъ, въ томъ числе и въ виде змеи. Змею нельзя ни убивать, ни гнать, ибо съ „хо- зяиномъ“ шутки плохи, сейчасъ же отомстить несчастьемъ (смертью на морЬ, пожаро.мъ , смертью детей и т. п.). Есть и такая примета: если змея ползетъ со двора—быть беде, если обратно— ползетъ во дворъ— быть радости. Интересны назвашя змеи: „змей-, „дьяволъ". „дворовой**, „хозяинъ*, 0печистый“ . Встре ченную вне селешя змЬю обязательно убиваютъ и несутъ домой, где опытные люди црнготовляютъ изъ нея лекарства отъ глазныхъ болез ней. Приготовляется лекарство следующимъ образомъ. Убитую змею кладутъ въ котелъ и варятъ на огне. Когда „уха* готова, больного нриглашаютъ нагнуть голову надъ котломъ. Паръ, который идетъ изъ котла, но Mneniio поморовъ и излечиваетъ пешая глазныя болезни. Эготъ „р е ц е т ъ ", существуетъ, повидимому, издавна, такъ какъ нахо дить себе подтверждете въ одной поморской сказке. Иъ сказке гово рится объ одной слепой и злой старухе, у которой были три невестки. Старуха своихъ невЬстокъ постоянно бранила и ругала. II вотъ одна изъ нихъ задумала отомстить злой свекрови. Убивъ змею, она сварила ее въ котле, поднесла ее слепой старухе и предложила ей ..снять уху“
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz