Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.

,V 1 . ИзвЬсты Архангельска! о Общества 1(12 •ЧдЬсь издания сохранился обычай, по которому жены погибшихъ па морЬ мужей должны выйти па м о т . (собственно на рЬку) н „во- iifiib" по всеуслышаше. Выслушать ..пони', а также мнмоходомъ вспомнить и свою горь­ кую Дилю приходил, большинство Ж'ЧНЦППЪ поморскаго СИЛЙШЯ. Въ cbocmi . очерк-!-. „Свадьба вь Поморье4 (См. „ПигЬспя" .V 20 :jii НПО I I я ужо отм Ьш.гь топ, фактъ, что у нев!;сты сироты бываюл, .'пецнфич'-еш иричигашя, который и были мной приведены in, томъ же очерк!-.. ИравилыгЬе было бы тЬ нричитатя принести къ настоя­ щем!. очерк-!;, чтобы дать полное представлен!» читателю со взглядами поморщи, на загробную жизнь. Но за недостатком-!, Mi-ста и отошлю читателя, шпересующагоен этими причнтагиячи къ вышеупомянутому мною очерку, а въ настоящее время ограничусь нриведешемъ одного _вопа“ , in, которомъ нашло себЬ выражеше поверье поморскаго насе- лешя. Въ день „рукоданья" рано утр >мъ невеста причитываеп, матери: „Ужъ ты послушай-кось, моя красна-краснгорка, многожелаина .пскова родигель-матушка, ужъ я налагаю на тебя службу тяжело-великую: за - перппн-ко свежен водички ключевой, набЬло г.piумой мне лицо неру- мянно: еще пайди-кось дорогой, белой косги гребешокъ, заздыни-кось свою легкую правую рученьку на мою-то па буйпу головушку, натол ­ ку косу красовитую. Ужъ зпиии-кось, загладь мою тонку косу красо литу но одному ,ч но единому русому волосу, по моимь по бЬлымъ илечамъ могучимъ. Возьми-кось съ дорогого, бедой кости гребешка обчески да обрывки моихъ русыхъ волосонъ да не бросай ихъ на тон- Kitt дубовый мостъ, на пиленный—завяжп-кось во платъ но тальянсюй, во узелъ въ н-ЬмецкШ; подержи кось до крутой до красной весны, до тЪхъ поръ, пока не станутъ ясны соколы сЬягь разный ярости. Ужъ въ то время, в-!, ту снЬтду пору спосЬй ко нодъ светло окошко кося- щато, нодъ которымъ ужъ ты всегды сидишь да любуешься. Чго будетъ ужъ возрастать изъ земли: ужь съ изюмомъ, съ ягодой древо, али горь­ ка рябина кудрява? Уж ъ кака будетъ слетаться: жарка птица жинуча, али горе горькая птица кукуша. Коли разный нгицы жинучн— удачно пойдетъ МП*-ка рання неволя велика, женско-житье подначально; а кукуша— такъ ужъ горько житье мне поб-Ьдной“ . Какъ видно изъ только что нриведеннаго причиташя, пернатое царство въ представлеши поморовъ также делится на двё категорш: добрыхъ и злыхт,. Какъ первая, такь и вторая категор1я т'Ьми пли иными своими движешями или криками предвЬщаюп. либо хорошее, либо худое. Это n'jBtpi,e мы встречаема не только у поморскаго на- селешя, по и по всей Boccin. Известно, наприм., что въ нар u t голубь считается святымъ, кукушка, предвестницей чего-то недобраго и т. д. Укажу на несколько народныхъ приметь— связанныхъ съ пред- ставлешемъ поморовъ о кукушке. Если весною кукушка въ первый разъ „окуккаетъ“ прямо въ гла­ за—на весь годъ слезы. Если весною кукушка въ первый разъ „окуккаетъ“ въ правое ухо —на весь годъ счастье; въ левое—несчастье. Если весною кукушка въ первый разъ „окуккаетъ“ помору, когда онъ голодецд. или допегъ не нмеьть въ кармане—весь годъ тому голо­ дать, либо безъ денегъ бывать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz