Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.

С 2< Г4 . / л: 4. изуче 1 пя 1’усскаго СЬвера. 1*11 ми!; оглядеть, дайте мне осмотреть ужъ каково прюбстрооно это теп­ лое подземельное витое гнездышко. Ужъ есть ли т ъ светло окошко косяшато. положепы ли белы брусом, 1Я лапочки, ирорублены-ли двери косящаты, чтобъ ужъ ми'Ь мож­ но было ходить почасту да ночастешенько, садиться на бёли брусовыя лапочки, подъ светло окошечко косяшато. Ужъ я всегды буду ходить нечасто да ночастпненько. чтобъ мож­ но было съ #-й заговорить да забаять, со своей то красной кр«и шоркой, съ многодоброй ласковой желанной родитель матушкой-*. Пижес.тЬлуюшш „нонъ" предназначен!, для матери, сестры и жены. „У ж ъ ты послушай-кось моя красна краенгорка,многожеланна лас­ кова родитель-матушка да еще послушай кось богоданна пазванна не­ вестушка, уженодойлемте-кось да подсядемте: ты ужъ ко своему мило­ му сердечному рожепному дитятку, а я къ своей дорогой милой скатной жемчужинке, ко своему милому братцу любимому, ну, а ужъ ты Оого- данна пазванна невестушка, къ своей милой законной венча.шюй ла- денке, ты ужъ сядь, моя красна краенгорка. ко буйной, ко д-t.тинной го­ ловушке, а я ужъ сяду ко зяблому сердцу ретивому, а ужъ богодаппа пазванна невестушка— ко резнымъ подломнымъ ноженькамъ; ужъ мы будемъ кось его будить да возбужнвать, ужъ говорить да разбаивать: „уж ъ ты встань ко да пробудись кось моя дорого круглая скатиа жем­ чужинка, мой милый, любимый братецъ родимый. Ужъ чего жъ ты такъ поспешился да чего ты такъ поторопился заспать креикимъ сномъ забудущнмъ не ложачись да не бо.т!;:шучись. Ты ужъ разве осердился, али отрубился да разгневался на свою топа краспу красигорку на свого-то на жа.тку ласкову родитель-матушку. На побёдну вдову-сироту— гореношицу да на свою-то на милу за­ конную ладейку, на своихъ то на милыхъ сердечныхъ деточекъ. Ты уж ъ оставвлъ свою милу ладейку во младыхъ молодыхъ .гЬтахъ. А ужъ милыхъ сердечныхъ деточекъ во глупыхъ ужъ .тЬтахъ, на кого ты положилъ эту крепку надею великую: ужъ они ведь круглы сироты горе бедныя, ужъ нету у нихъ пи роду да ни племени, нету ни родни да ни породы родительской, ужъ поэтому пить положить крепку надею велпкую на чудно владычнаго образа и па Господа Бога, на Пресвятую Богородицу, на Царицу небесную и на свою силу могу­ чую, великую. Ужъ какъ не замогу я ихъ возростить да воспитывать, ужъ какъ спущу по нрикориому подъ окпомъ ужъ просить эт< fi мило­ сти подаевной. Уж ъ какъ меня будутъ упрекать да укорять все чужи многодобрые людюшки, все блнжни окольпы порядны суседу шьи—такъ ужъ я ьакъ сдержу свое зяблое сердце ретивое, свою многу тоску да кручину великую? Не могу ужъ применить ума да разума объ это.мъя“ . Достойны внимашя с.тЬдуюпш! поверья и обычаи относительно по- койниковъ. Когда у нокойинка открыты глаза— значитъ „ворожить смерть въ t домеи. Передъ опускашемъ покойника въ могилу туда бросаютъ медную монету „чтобы покойники его приняли". Последнее объясняется по- верьемг, что старые покойники безъ депеп. места не даютъ и, следо­ вательно, место падо купить. Если въ могилу монету не бросятъ— покойники не нримутъ нович­ ка и онъ каждую ночь будетъ ходить къ своимъ роднымъ съ просьбой купить ему место. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz