Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье: очерк из быта поморов.

Л: 4. изучены Русскаго Севера. I Г*7 его, т. с. вымазать смолой. До того-жо, мЬсяцъ бы.ть такъ-же красит . св’Ьтнлъ такъ-ж« чрко, какъ и солнце. Взобравшись на м-Ьсяцъ съ ведромъ смолы н номазомъ, оиъ выс- молилъ его такъ, что поел ЬднШ пересталъ светить дпемъ и сделался б.гЬдиымъ, нотерявъ свои нрежшй нвЬтъ и видъ. МЬсяцъ ж»\ будто бы, забралъ въ себя за это Каина и поднялся съ ничъ на небо. Такъ Каинъ и до сихъ порт. стоитъ тамъ съ вилромъ и номазомъ въ рукахъ и съ расширенными ногами, rioc.it сего ироисшеспня солнце, будто-бы, не стало дружиться сь м-Ьснцемъ, почему они и стали светить въ разное время: одно— дпемъ, а другой ночью-. Кометы, или „звезды съ дымовыми хвостами1',— какъ ихъ назы­ вают!. пом» ры, но поверью пос.гЬдпихъ, являются ст. неба и н н с н у т г . (внгятъ) ниже облаковъ; ихъ посылаетъ Богъ „на обращент1 людей (для смирешя или прощешя въ гр’Ьхахъ). Звезды съ дымовыми хвостами служатъ предвестниками какого-либо важнаго м1рового собьтя. Поморы гоиорнтъ, что гд.'Ь такая звезда покажется, т. е .,» ъ какомъ государстве, то это государство чер^зъ три года постигиетъ какое либо песчастте: война, голодт, или что либо другое. Звезды иалаютъ зимой къ морозу, а летомъ— къ теплу. Ра л ум , или „лождяная дуга1, какъ ее пазываклъ поморы, по по- верыо-жг* иоследнихъ, поднимаетъ „воду на небо для людей, живу- щихъ тамъ“ . П:п. приведенной выдержки не трудно вывести заключеше, что представлеше ниморскаго населен!» о духовномъ мipii довольно прими­ тивное. Наряду съ Богомъ, Пресвятою Богородицею и ангелами, живу­ щими па самомъ „верхнемъ“ небе, тамъ живутъ и покойники, которые катаются съ золотыхъ горъ па „чупкахъ". По нельзя отнять у помора некоторой поэтичности, правда довольно детской. Не кажется ли выше­ приведенная выдержка скорее .гЬтскимъ ленетомъ, чемъ уО'Ьжлешемъ старухи поморки? Посмотрвмъ же теперь, какъ представляются фантазш iioMi р.ч земные ду.хн , съ которыми ем\ приходится жить повседневно. Самыми сильными изъ земныхъ д\ ховъ въ иредставлепш помора являются,несомненно, „Д'1ший“ и „Водепой-. „Лешш “ живетъ въ лесу и часто показывается помору въ виде зиакомаго мужика, странника и солдата въ полной аммуницш. Такъ, одипъ знакомый поморъ разска- залъ мне, что разъ но дороге изъ с. Ланина вь д. Епдогубу встретиль сво то олнодор^вепца ендогубскаго мужика, направляншагося въ Суч- ск1й посадг. Поснлелн они оба, отдохнули, выпили и каждый ушелъ своей дорогой. Придя къ Кндогубу разсказчикъ встр!тилъ того же са- маго мужика и сразу жо догадался, что его „опут-клъ1 .rbum'i. Другой старикъ поморъ разсказалъ мне, какъ однажды въ лесу яви.ия къпимъ солдатъ и сказалъ, что скоро будемъ воевать съ ( 11 ранцузомъ и тотчасъ же исчезъ. У лешаго есть жепа— „Лешевпця“ —некрасива п „пеобрядна1. Поэтому пекрасивьхъ жиииннъ въ Поморье ругають: — У-у ты. легаевпцн! Весьма понятно, что разъ у лешаго жена некрасива, то онъ гонит­ ся за красивыми женшипамп, часто вводя нхъ въ искушеше. Особенно велико ото jicKjinenie лЬтомъ, когда все мужское nace.ienie находится па Мурмане. Разъ во время сенокоса мне пришлось увидеть такую картину. Молодая, здоровая женщина, вдругъ отбросивъ ьъ сторону косу, поры-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz