Авен-Авинский В. Кандалакша.
(из-за недостатка средств стройка началась в 1786 г.) на месте существовавшей, но уже обветшалой церкви. Если учесть нарочито предусматриваемую крепость воздвигаемых ранее строений, особенно церковных, и качество строительного материала (мелко-слойность и смолистость северного леса) и то, что настоящая церковь стоит уже 140 с лишним лет и вовсе не выглядит ветхой, то можно с уверенностью сказать, что первая цер ковь стояла около 300 лет, будучи, сл едов а тельно, построенной, по приблизительному, но не лишенному оснований определению, в половине XVI столетия. Академик С. Ф. Платонов *) упоминает о Канда лакше, как о населенном месте, существовавшем в 1566 г. Но еще ранее, в 1526 г., в Кандалакше был основан мужской монастырь „Кокуев“, разру шенный по преданию шведами в 1590 г. Трудно предположить, чтобы основанию монастыря не предшествовали уже прочно сложившиеся религи озные верования. Ведь по словам летописца свя щенники были посланы в Карелию в 1227 г., „Того же лета князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел мало не вся лю ди “ 2). Священники отправлялись в уже существующие населенные пункты поморья, к числу которых нужно отнести и Кандалакшу, так как новго родцы, начавшие колонизировать край 3), рань ше всего должны были бы основать в Канда лакше свои фактории, как наиболее удобном по своим естественным географическим условиям месте у берегов богатого сельдью залива Белого моря. Но, конечно, новгородцы не были первыми о б и тателями Кандалакши, если вспомнить о том, что карелы осели у берегов Ладожского и Онежского озер уже в VIII веке, откуда затем расселились по Карелии и Финляндии. Кандалакшский залив, б е з условно, должен был привлечь внимание карел бо гатством рыбы, место же, где расположена теперь Кандалакша, в силу своего естественно географи ческого расположения (река Нива, защищенность залива лесистыми возвышенностями и т. д ) , явля лось наилучшим для поселения. Д а и кроме того, священники посылались уже после того, как хри стианство было принято карелами, не нужно забы вать, что новгородцы усиленно насаждали христи анство уже около XI столетия 4). Едва ли будет ошибочным утверждение, что в XI столетии Кандалакша уже существовала как поселенный пункт. Подтверждением этому отчасти могут служить древние каменные сложения в виде лабиринта, находящегося вблизи Кандалакши (Пить- кулева губа), называемые местными жителями .Вавилоном", повидимому очень большой давности. К сожалению, отсутствие в нашем распоряжении нужной литературы о северных, подобных Канда’) Академик С . Ф . Платонов—Прошлое русского севера. 1923 г. 3) М . М . Б о р о д к и н -К р атк ая история Финляндии-1911 г. 3) По свидетельству историка Н . Костомарова („Северо русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада*, т . 1, стр. 405), в X II столетии Карелия уж е входила в состав Новгородской волости. А - А . 4) И . В . Оленев.—К арельский край и его будущ ее в связи с постройкой Мурманской ж ел. дор., 118 стр. лакшскому, лабиринтах, не позволяет коснуться этого вопроса более подробно *). Попробуем теперь после сделанной краткой экс курсии в историю остановиться на Кандалакше до колонизационного периода, на Кандалакше 1906— 1909 гг. По зимнему пути Кандалакша была от Архан гельска в расстоянии 800 верст, от Александров- ска—285 и от Кеми—в 305 верстах. Сообщение зимой поддерживалось санным путем и было весьма затруднительно как из-за крайне плохих доро г , так и из-за частых вьюг и снежных зано сов. Летом же сообщение поддерживалось рейсами пароходов Мурманской Коммерческой Компании. Село состояло из 100 дворов с -населением в 560 душ обоего пола. Основную и преимуще ственную группу населения составляли русские „поморы" и карелы. Основным источником средств существования служило рыболовство, сельдяной промысел в к о тором занимал главенствующее положение. Наи большее количество сельди добывалось в весенний лов, примерно начиная с последних чисел марта до конца апреля. Цифры ежегодного вылова крайне неустойчивы и подвержены значительным колеба ниям. До 1906 г. из Кандалакши в продолжение 10 лет вывозилось до 7 тысяч 25—28 фунтовых боченков (сельдянок) на сумму до 3.500 рублей ежегодно. В 1906 г. произошло повышение цен на сельдь и увеличение ее вылова. Так за 3 года с 1906 по 1909 г. было продано уже 75 тысяч бо ченков на сумму до 75 тысяч рублей. Средний доход от рыболовства на одно хозяйство соста влял до 250 рублей в год. По отношению к общей сумме доходов населения, доход от рыболовства составлял 90°/0. Помимо сельди, в небольшом ко личестве вылавливались семга, сиги, кумжа. Второстепенным занятием населения, не имеющим большого значения в бюджете хозяйства, являлись: извоз, поделка тары н охота на морского и пуш ного зверя. Землепашеством население не занима лось как из-за непригодности почвы, так и чрез вычайной краткости вегетационного периода. По сева тр ав не практиковалось, так же как не при меняется и в настоящее время. Сено собирали из берегов моря, рек и ручьев, примерно до 32 пудов с десятины. Из огородных культур в небольшом количестве выращивалась репа и в очень незначи тельном—картофель. Знание ремесел совершенно отсутствовало. Скота держалось мало, но каждый д вор имел от 3 до 8 штук овец, оленей и коров имели только немногие большие семьи. Среди крестьян значительно были распростра нены различные суеверия—вера в водяных, леших, заговоры, наговоры и т. д. В селе была церковно приходская, единственная школа, открытая в 1889 г. с количеством учащихся до 25 человек. Медико- санитарные обслуживания населения совершенно отсутствовали, в селе не было д аже фельдшера. Сильно распространено было пьянство. Грамот ность населения была настолько незначительная, что на все село находилось всего лишь несколько *) Ценной работой о лабиринтах является книга Н. Вино градова „Соловецкие лабиринты*, изд. Соловецкого О-ва К рае ведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz