Воленс, Н. В. Работы Экономического отряда на Мурмане летом 1920 года : предварительный отчет / Н. В. Воленс ; Высш. Совет Нар. Хоз-ва, Н.Т.О. - Петербург : Госиздат, 1921. - 78, [1] с. - (Труды Северной научно-промысловой экспедиции ; вып. 11).

— 26 — шнякн частью палубными, частью более мелкими судами знаменует собой для колонистов явное уменьшение значения Беломорского судостроения, для поморов—потерю значения его для судов средняго размера. Констаитированный выше переход к промысловым судам иных ти п о р собственно оставляет в руках Беломорского судостроения только обслужи­ вание Мурмана карбасами, да и то менее связанный с поморьем запад уже в больших размерах практикует их собственную постройку. Постройка по­ морских ботов вряд ли, при неизменности прочих условий, надолго удер­ жится за Белым морем; переход к норвежским ботам уже предуказан коло­ нистами. О степени изношенности промысловых судов, работавших в сезон 1920 г.. можно судить только по времени их постройки. Процентное распределение промысловых еудоз по времени построили. ! 1 до 1904 г. 05 -0 9 г. і 1 0 - 1 3 г. ! 1 4 - 1 6 г. •».—-w■ 'имя■ xvxtrsr 17—18 г. 19 И j позднее. \ - - - * *I ІІришл. нроныш. . 1 22.5 1 1 и і 01 . ! я 1 І 10.0 21,7 5,0 j \ Кол. В. Мурмана. 3,4 13.8 ! 34,5 27,5 13,8 7.0 j [ Кол. ■'>. >Ітрааиа . 1 0.4 1 17.0 1 23,4 j 31,9 8,5 12,8 1 і Больше всего старых судов, как можно было заранее ожидать па осно­ вании всего предыдущего, оказывается у пришлых промышленников. У них же и у колопйстов Восточного Мурмана наиболее значительную группу со­ ставляют суда, построенные в последние годы перед войной; постройка во- вточпо-колонистских судов с начала войны падает постепенно, а поморских резко уменьшается в первые годы, чтобы зятем опять подняться во время революции и оккупации. В западных колониях абсолютное большинство су­ дов построено уже после начала войны, в том чясле 82% в первые же годы: в 17— 18 годах число новых судов резко падает, чтобы затем резко возрасти с 19. В общем, самый новый состав оказывается в колониях Западного Мурмана. Однако, следует принять во внимание, что приводимая таблица пока­ зывает состав судов более новым, чем он является на самом деле, так как в нее не входят суда, приобретенные подержанными, год постройки которых в этом случае для покупателя большей частью остается неизвестным, но можно предполагать a priori, что эта категория судов будет старше и изно­ шеннее остальных.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz