Воленс, Н. В. Работы Экономического отряда на Мурмане летом 1920 года : предварительный отчет / Н. В. Воленс ; Высш. Совет Нар. Хоз-ва, Н.Т.О. - Петербург : Госиздат, 1921. - 78, [1] с. - (Труды Северной научно-промысловой экспедиции ; вып. 11).

— 23 Больше всего разделение практикуется при работе на моторных ботах; высокий процент корщнков об'ясняется тем, что в него включены и корщики всех работа ющих при моторных ботах лодок-. Затем оно последовательно умень­ шается но зкоре перехода к более мелким судам, достигая минимума на кар- басах. Близкий процент работающих без разделения на богах и прочих мел­ ких судах обусловлен совместной работой тех и других. Промысловые суда. Прежде, чем перейти к характеристике промысловых судов, пебез- интересно остановиться па распределении всех зарегистрированных наследо­ ванием судов по рубрикам более детальной классификации. Приводимая ниже таблица (приложение 5) показывает наибольшую и почти одинаковую распро­ страненность (33-34% всех обслѳд. судов) карбасов и парусных ел. У коло­ нистов Восточного Мурмана половину всех судов составляют карбасы и около одной пятой елы, у пришлых промышленников наоборот половина всех судов елы и 8 0% карбасы, на западе самой значительной группой являются кар­ басы, затем идут в близком почти одинаковом количестве (20 и 19%) елы м шлюпки. ПІаяки доживают свой век только у пришлых промышленников, соста­ вляя около 14% всех их судов и 6,4% всех зарегистрированных. Наиболее крупные суда теперь в большинстве случаев принадлежат государству, в том числе п особенно важная категория, моторные бота, обыкновенно сдаваемые в аренду артелям пришлых промышленников. Судов среднего размера у г о с у ­ дарственных органов нет, но есть некоторое количество мелких, большей частью связанных с моторными ботами. Сравнение распространенности судов различных типов по данным настоящего и предыдущего исследования возможно для промысловых судов трескового промысла, причем в приводимой таблице суда сгруппированы не по категориям их владельцев, а по категориям промышленников, фактически на них работающих (см. табл. на стр. 24). Сравнение обнаруживает сильное сокращение шняв у пришлых нромы- юленников, прежде составлявших три четверти всех их промысловых судов, теперь же достигающих только 14%, и совершенное исчезновение их у коло­ нистов Восточного' Мурмана, где двадцать лет тому назад они составляли половину всех судов. Вместе с тем возрастает значение с одной стороны палубных судов (в частности их новой категории, моторных ботов) с другой ел, карбасов и шлюпок—пѳсудин более мелких. В начале века в восточных становищах Мурмана шлюпки участия в тресковом промысле вовсе не при­ нимали.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz