Воленс, Н. В. Колонисты Мурмана и их хозяйство : материалы статистико-экономического исследования 1921-1922 гг. – Москва : [б. и.], 1926. - 111, [1] с., [1] отд. л. Карт. : табл. - (Труды Научно-Исследовательского Института по изучению Севера (б. Северная Научно-Промысловая Экспедиция); Вып. 28).

— 5 0 — Таблица So. Промысловых судов колонистов. И 3 я к ио <и ° й и а, К о г u о 'Ю и X с« о ѵо к КЗо 'О СГ* 5 Л С S <ѵ =: 3 а Н Он а х - а. 1=3 о 3 а к 1900 4 "14 37 3 4 16 78 Западн. Мурман. о/о°/о 1922 5.1 26 18,0 3 17,4 37 — 3,9 1 5,1 30 20,5 120 100,0 217 0/о0/о 12,0 1,4 17,0 — 0,5 13,8 55,3 100,0 1900 5 S 14 2 _ 3 2 34 Кольская Губа. %% 1922 14.7 16 23,5 41,2 7 5,9 — 8,8 1 5,9 38 100,0 52 °/0°/0 25,8 11,3 — — 1,6 61,3 100,0 1900 3 35 19 17 И 2 88 Восточн. Муриан %°о 1921 3.4 9 , 39.S 57 21,6 7 19,3 1 12.5 109 V3 39 100,0 222 %°/о 4Д — 25.6 3,2 <>,4 49,1 17,6 100,0 1900 12 23 86 21 20 18 20 200 По всему Мурм. % % 1921—22 6,0 51 11,5 3 43,0 101 10,5 7 10,0 о 9,0 140 10,0 197 100,0 501 %% 10.2 0,6 20.1 1.4 0,4 27,9 39,4 100,0 В таблице бросается в глаза относительное возрастание, с одной стороны, крупных палубных судов, с другой—самых мелких карба ­ сов и шлюпок различных наименований. Все остальные типы судов уменьшаются, за исключением ел, не только относительно, но и очень резко, абсолютно. Нужно отметить еще то существенное изменение, что в числе палубных судов появляются, в количестве 15 штук, мо­ торные бота, которых вовсе не было в 1900 г., весьма существенно меняющие условия промысловой работы. Столь ясно обозначившееся сокращение средних по размерам типов, при росте крайних, указывает, нам кажется, на перелом и раздвоение организации промыслов, обслуживаемых этими судами, на выделение и в них из нивеллированной средней формы двух пол яр ­ ных типов: крупного и мелкого промыслового предприятия. Но конечно в разных промыслах заняты и разные типы судов, и отмечаемая тенденция может относиться или к дифференциации нутся за кормой палубного судна, для вспомогательных работ на нем; их средняя грузоподъемность около 100 п. ІІашки—маленькие, очень широкие лодочки, употребляемые обыкновенно для переезда с берега на бот. Грузоподъемность 25 п. Поездники—речные лодки малой грузоподъемности (около 20 п.) специально для особого лова семги („поездования“) Брамы—нечто вроде морской баржи, судно, относительно большой грузоподъемно­ сти (около 550 п.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz