Воленс, Н. В. Колонисты Мурмана и их хозяйство : материалы статистико-экономического исследования 1921-1922 гг. – Москва : [б. и.], 1926. - 111, [1] с., [1] отд. л. Карт. : табл. - (Труды Научно-Исследовательского Института по изучению Севера (б. Северная Научно-Промысловая Экспедиция); Вып. 28).

— 49 — своего осуществления один и тот же вид промыслового инвентаря— промысловые суда. Так как суда эти, в большинстве случаев, обслу­ живают сразу несколько промыслов и, кроме того, употребляются в хозяйственных работах по перевозке, например, сена и топлива, то общую обеспеченность судами, мы рассмотрим до перехода к об ­ зору каждого морского промысла в отдельности. Общее представление об относительной снабженности судами различных районов Мурмана дают следующие цифры. Таблица 34. Средн. ч. судов на 100 душ на­ селения Средн. грузо- подъемн. на 1 ду­ шу нас. Западный Мурман . Осо 32,7 п. Кольск. Губа . . . 16,6 20,3 „ Восточный Мурман. 34,6 31,8 „ Как видим, Западный и Восточный Мурман более и менее оди­ наково обеспечены судами, можно отметить только, что на Западе суда в среднем крупнее, чем на Востоке. Что же касается колоний, расположенных не по берегу океана, а по Кольской Губе, то в них судов значительно меньше, чем в колониях океанского побережья. Общий тоннаж судов Мурманских колонистов составляет, по нашим данным, около 70 тысяч пудов или одну тысячу тонн с небольшим, несомненно, однако, что данные нашей регистрации несколько пре ­ уменьшены. Суда, не участвующие в промыслах, составляют по всему Мур ­ ману 23,7 процента численности всех судов и 17,3 процентов их общей грузоподъемности. Распределение промысловых судов по типам мы имеем возможность сравнить с 1900 г. !). ') На Мурмане в промыслах употребляются довольно разнообразные виды судов. Наибольший размер и грузоподъемность имеют бота, отличающиеся от остальных тем, что они палубные. По нашим данным их средняя грузоподъемность 420 п. Шняки и тройники—суда русского типа, весьма несовершенной конструкции отличаются одни от других размером. Средняя грузоподъемность шняки—250 п., тройника—125 п. Елы—полупалубные суда норвежской конструкции, с каюткой на корме— средняя грузоподъемность около 150 п. Фембурны-елы—большого размера с г р у зо ­ подъемностью вдвое большей. Карбасы—лодки, в среднем поднимающие 50—60 п. Шлюпки—лодки иностран ного типа поднимают почти столько же. Дорками называются лодки, которые тя- 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz