Воленс, Н. В. Колонисты Мурмана и их хозяйство : материалы статистико-экономического исследования 1921-1922 гг. – Москва : [б. и.], 1926. - 111, [1] с., [1] отд. л. Карт. : табл. - (Труды Научно-Исследовательского Института по изучению Севера (б. Северная Научно-Промысловая Экспедиция); Вып. 28).
— 17 — дятся норвежцы. Благодаря простоте и близости морского сообщения с Варде, сношения с Норвегией поддерживаются ими постоянно. В Варде отправляют детей для конфирмации и для обучения, там делают главнейшие закупки, оттуда привозят журналы и газеты. Потому норвежцам задалось сохранить поголовную грамотность. Несомненно, кроме того, что существеннз^ю роль в одичании Западного Мурмана играло до 1917 г. и правительственное отноше ние к иноязычной школе. На Восточном Мурмане препятствий к обучению на родном языке быть не могло. Обеспеченность на селения школами за последние десятилетия была удовлетворительна. А кроме того и сам колонизационный центр. Поморье, в смысле г р а мотности стоял на неизмеримо более низком уровне, чем Финляндия. Постепенное возрастание грамотности рзгсских колонистов Во сточного Мурмана ясно видно при группировке их по возрастам. Таблица 0. п і)оцентноѳ распределение по грамотности. м У ж ч и н. : ;к е н ІЦ II н. cz с-7 Учаіц. j Полуграм. Полуграм. Неграм _ 69,4 30,6 — 62,5 3,1 34,3 50,0 46,3 3,7 3 1 ,9 47.7 9.1 11.4 SH .9 — 2,2 8,9 67,7 0,5 * О '22,6 Яі), 1 — — 16,3 40.0 .. — 60.0 64,S — 9,3 25,3 20,0 — 8,9 71,1 58,8 — 3.0 3S.2 13,9 — 4,7 81,4 47,5 12,5 40,0 4,0 - 4,0 92,4 8—10 лет 11 —15 „ 16—20 .. 21—30 „ 3 1 - 4 0 „ 41—50 „ Старше 50 лет. Вместе с относительным возрастанием количества грамотных, к настоящему времени заметно сокращается различие грамотности мужчин и женщин, но и для последнего поколения оно все еще остается заметным. II. Характер поселений. На самом Мурманском берегу населенных пунктов всего трид цать: пятнадцать на западном и столько же на восточном, в К о л ь ской Губе их около двадцати, не считая трех городов: Мурманска, МУРМАНСКАЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz