Вальдман, К. Н. Старинное становище и торг (XVI в.) на Крайнем Севере (Кегор-Вайда-губа) // Известия Всесоюзного географического Общества. - 1968. - № 1. - С. 52-58
СТАРИННОЕ СТАНОВИЩЕ И ТОРГ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ 53 с иностранцами: Кола, Вайда-Губа и Цип-Наволок» ( [ 6], стр. 53—54) Первоначально этот торг именовали торгом на Кегоре. На основе сообщения Стивена Боро от 1557 г. М. М. Громыко назы вает торг в бухте у мыса Кегор «крупным торгом» и приходит к важному выводу: «Если в конце 50-х годов и в 60-х годах центрами крепнущей нидерландско-русской торговли на Мурманском берегу были Кегор и Пе- ченга, то с начала 70-х годов все более выдвигается на первое место Кола . . . В 70-х—в первой половине 80-х годов в период расцвета мур манской торговли все три пункта —Кола, Печенга и Кегор —расценива лись как международные торговые центры» ( [ 7], стр. 239, 242). Знаменательно, что, исследуя вопрос о возникновении Колы, И. П. Шаскольский выделяет три центра внешней торговли на Мурмане в XVI в.: Колу, Печенгу и Кегор, т. е. те, которые до 1585 г. имели для России большее значение, чем гавани в устье Северной Двины. При этом Шаскольский признает, что в 50-х и 60-х годах XVI в. Печенга и Кегор были главными центрами русской внешней торговли на Мурмане, а Кола выдвинулась на первое место лишь с начала 70-х годов ( [ 1б], стр. 277, 278). Высказывания Гёбеля, Громыко и Шаскольского и негативные данные ряда монографий и карт побудили нас к поиску новых старинных свиде тельств и к внимательному анализу ужо известных документов. Какие факторы способствовали возникновению и расцвету торга у Ке- гора? Их три: географическое положение, удобная якорная стоянка в бухте западнее мыса Кегор и возможности богатого рыбного промысла в этом районе Мурманского берега. Взглянем на карту. На пути иноземных купцов на Мурман вокруг Скандинавии лежала крепость Вардехус. Здесь стояла королевская стража и кончалось Датское королевство: за морем была Московия. От Вардехуса до Колы надо было идти морем около 210 км, до Печенги — 85 км, а до Кегора — только 50 км. Бухта у Кегора, самая северная бухта Рыбачьего полуострова, легко обнаруживалась по приметному мысу.1 О значении этой бухты как якорной стоянки Стивен Боро писал: «. . . Здесь могут укрыться от всех ветров (самый худший в.-с.-в.) 2— 3 небольших судна, не сидящих глубже 11—12 футов 2 в воде. Место стоянки защищается от ветров северных румбов рядом скал...» ( [ '] , стр. 123). Однако следующие строки той же записи увеличивают вмести мость якорной стоянки: губа вместила 5 или 6 судов, в том числе 3—4 нор вежские яхты,3 купеческое судно из Дронтона 4 неизвестных размеров и судно С. Боро «Серчтрифт» с осадкой около 3.5 м. У Н. Дергачева мы чи таем: «Губа Вайда. . . имеет 2 версты длины к юго-западу и 1'Д версты ширины; в вершине ее три небольших скалистых островка. .. Глубина здесь от 2 до 6 сажен (4—13 м)» ( [ 8], стр. 60). Губа имела пологие бе рега, образовавшие большой вогнутый овал. В южный конец губы впадала речка. Летом окрестности губы покрывали густые травы. Местонахождение губы у мыса Кегор — в самой северо-западной точке іт-ва Рыбачьего —было одновременно ее преимуществом и недостатком. Близость к Норвегии облегчала торговлю с иноземными купцами. Но этот пункт был неудобно расположен по отношению к внутренней России: единственный путь через Кольский полуостров с севера на юг шел по реке Коле, цепи озер и рек на Кандалакшу. По-видимому, последнее обстоя 1 Кегор, или Кигор, — старпнноо название мыса Кекурскпй. В основе назва ния лежит финское «keko» — «куча, копна». У беломорских поморов словом «кекур» называют высокую конусообразную скалу ( [" ], стр. 107). Именно в виде двух конусообразных холмов описал этот мыс С. Боро в 1557 г. Название мыса «Кеку|> ский» введено Ф. П. Литке в 1823 г. 2 3.40-3.70 м. J 3 Яхты — «норвежские . . . палубные, одномачтовые суда водоизмещением-от 25 до 60 т» ( [ 10], стр. 21). 4 Современный Трондгейм в Норвегии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz