Труды Северной комиссии. 1897-1898 гг.I. Научно-промысловые морские исследования у Мурмана. II. Учреждение инспекций рыболовства, научно-промысловых станций и рыбацких школ на Севере / Ком. для помощи поморам рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1898. – 332 с. разд. паг. : ил.

62 Н. К. Г л а з ы р и н ъ . Я. лично, не сталъ бы строить судно для экспедицш. а лучше обратился бы къ Сибирякову. А. И. Одинцовъ. «Норденшильдъ» им'Ьетъ всего 8 узловъ ход 12 подъ парусами. Я долженъ сказать, что первый разговоръ о пароход!» былъ въ Феврале прошлаго года, когда М. Ф. Мецъ обратился ко мне. Я тогда высказалъ следующее. По ознакомленш съ литературой относительно судовъ. служащихъ за границей для научнопромысловыхъ изследоватй *), и по соображети съ потребностями, которымъ долженъ удовлетворять пароходъ для подоб- ныхъ изследованш у насъ на севере. можно заключить, что размеры его должны быть, какъ указано ниже въ краткой сиесификащи. Въ виду того, что желг1;зныя или стальныя суда хуже для работы во льдахъ. а пароходу этому, вероятно, весьма нередко придется быть тамъ, то кор- пусъ лучше иметь деревянный, рядовъ изъ двухъ обшивки, при желез- номъ наборе; противъ лее, хотя и малаго, обросташя корпусъ долженъ быть обшитъ мягкой красной медью. Деревянный корпусъ предпочтитель­ нее также и для помещешя людей, особенно въ холодномъ климате. Для успешности работы, во льдахъ лселательно форштевень иметь лсдор'Ьзной формы; Для того' же, чтобы при' этомъ не страдалъ самый штевень, можно одевать на него железный футляръ. Для экономш топлива пароходъ долженъ' иметь достаточную парус­ ность (2 cyxin мачты). Для того лее самаго, чтобы все время не иметь паровъ въ главныхъ котлахъ, для электрическая освещешя, парового отоплешя, работы лебедокъ и т. п. полезно иметь отдельный малый котелъ. Для получешя большая места и удобства на пароходЬ должны быть обширныя рубки на палубе для лабораторш, разборки и промывки вы- таскиваемаго драгами и проч.; при чемъ рубки эти должны быть свет­ лыми и, главное, теплыми. Для промысловыхъ орудш и наловленной рыбы, а'также для склада разныхъ коллекцш по изследованш должны быть небольнпе трюмы. Ходъ доллгенъ быть отъ 10 до 11 узловъ. чтобы пароходъ имелъ cniy выгребать противъ евежагО ветра. При пароходе необходимо иметь поднпмаюнийся на него паровой катеръ для изследоватй и промеровъ въ бухтахъ и заливахъ, что много бы сберегло времени и дало бы возможность вести эти изследовашя гораздо быстрее и правильнее, не утомляя команду греблей. Для этого парового ..Albatros“ . ..Fish Hawk“, Б1аск“ и „Grampus1*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz