Труды Северной комиссии. 1897-1898 гг.I. Научно-промысловые морские исследования у Мурмана. II. Учреждение инспекций рыболовства, научно-промысловых станций и рыбацких школ на Севере / Ком. для помощи поморам рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1898. – 332 с. разд. паг. : ил.

13 ные къ промысловому делу, положительно необходимы для нашего Севера, где должны развиваться п усовершенствоваться еще мноие промыслы п где, во многпхъ случаяхъ, наиболее, целесообразно пере­ ходить, въ течете одного года, отъ одного промысла къ другому, смотря по выгодности того или иного, въ данное время года. Не менее важна для населешя возможность знакомиться съ темъ или инымъ отдельнымъ нромысломъ, смотря по потребностямъ. Надо приаб- вить, что, по мере роста промысловъ, въ нихъ будутъ принимать участае и жители внутреннихъ губершй или удаленныхъ отъ моря частей Архан­ гельской губернш; и теперь уже появляются на морскихъ нромыслахъ жители Вологодской губернш:; для нихъ промысловая школа будетъ иметь еще большее значеше, чемъ для нынешиихъ промышленниковъ. П . А . Ф а д е е в ъ заметилъ, что школы на Мурмане особенно необходимы, такъ какъ оне будутъ, также, п разсаднпкамп начальной грамоты среди наеелешя этого побережья. А . А. Б о г о л ю б о в ъ , признавая подобную деятельность рыб кихъ школъ особенно важной, снросилъ, кто будетъ приниматься въ рыбащпя школы: только грамотные, пли, также, п неграмотные,— п какъ будетъ идти въ школе обучеше. Благодаря деятельности Ко­ митета, значительное число детей-сиротъ обезпечено содержашемъ. Чтобы эта помощь не оказывала вреднаго вльяшя, было бы весьма полезно обусловить ее обязательнымъ обучешемъ и, въ этомъ отно­ шенш, младнпе классы иромысловыхъ школъ, а затемъ, и старппе, могли бы принести большую пользу. Къ тому же, такая мера была бы весьма практична, обезнечпвая контигентъ обучающихся въ проек­ тируемыхъ школахъ. Е г о В ы с о ч е с т в о изволилъ указать, что въ рыбацкихъ шко­ лахъ предположены особые классы первоначальнаго обучешя грамоты, чемъ будутъ заниматься особые учителя. Н . М. К н п и о в п ч ъ объяснплъ, что учителя грамоты включ въ проектъ ннспекцш, станцш и школъ. Потребность въ граматно- сти среди населешя Севера очень велика, а удовлетворяется очень илохо. Не удивительно, что колонисты-финляндцы и норвежцы вы­ нуждены посылать дЪтей учиться въ Фпнляндйо или Норвегпо; но у нихъ грамотныя матери, отчастп, иополняютъ недостатокъ въ школе, а у русскаго иаселешя это дело стоитъ несравненно хуже.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz