Труды Северной комиссии. 1897-1898 гг.I. Научно-промысловые морские исследования у Мурмана. II. Учреждение инспекций рыболовства, научно-промысловых станций и рыбацких школ на Севере / Ком. для помощи поморам рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1898. – 332 с. разд. паг. : ил.

12 имеется и въ настоящее время— это оставнпяся пос J it ногибшихъ въ море поморовъ детп-сироты, попечете о которыхъ принялъ на себя Ко­ митета, озабоченный нхъ участью. По mh^hIio П . А. Фадеева, школа, нанротивъ, проектирована недостаточныхъ размгЬровъ п следовало бы ее увеличить. М. Ф. М е ц ъ также высказалъ мн ете, что проектируемое поме- щеше для школы едва ли достаточно. Правда, надо предполагать, что бол'Ье будетъ обучающихся практике дела— способамъ лова рыбы, засолке, консервпровашю,— причемъ, теоретическая объяснения могутъ пмъ делать въ школе въ разные часы. Вообще же, следуетъ заметить, что нашъ народъ всегда обраруживаетъ большую охоту „учиться", если это учете шгЬета к а т я либо признаки жизненнаго дела,— и гЬмъ более если оно будетъ прямо соображено съ очевидными практическими выгодами. Въ этомъ убедился М. Ф. Мецъ, за долгое служеше свое по крестьянскимъ учреждешямъ. Несомненно, что энергичный поморъ, незнававшш крепостнаго права, обладаете тою же охотою „учиться". Напрпмеръ, тотъ же С. В. Постниковъ решплъ отправить своего сына даже въ Англпо, чтобы научился тамъ языку и морскимъ про- мысламъ,— но, къ сожаленно, сынъ его умеръ, почти накануне своего отъезда. Все имевнпе случай ознакомиться съ поморами, высказы­ ваются о нихъ какъ объ энергичномъ и способномъ населенш. Такой же отзывъ имелъ c4acTie слышать М. Ф. Мецъ отъ Его Император- скаго Высочества АвгусгЬйшаго Председателя, ознакомившагося съ представителями нашего севершаго населения, исполняя обязанности офи­ цера флота, при обученш матросовъ изъ номоровъ. Н . М. К н и п о в и ч ъ , въ виду возникшаго вопроса о томъ, кто будетъ составлять контингента учениковъ школы, ответилъ, что кон­ тингенте этотъ будетъ слагаться изъ двухъ элементовъ. Съ одной стороны, въ школу будутъ поступать подростки— для того, чтобы, нройдя полный курсъ ея, выходить вполне подготовленными ко всемъ важ- яейшимъ пр1емамъ промысловаго дела. Съ другой стороны, въ школу ■будутъ поступать, въ качестве практикантовъ, взрослые, съ целью ознакомиться съ пзвестнымъ опредЬленнымъ способомъ лова или обра­ ботки продуктовъ промысла п т. п. Въ высшей стенени важно, чтобы школа выполняла обе эти фупкцш. Люди, разносторонне подготовлен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz