Труды Северной комиссии. 1897-1898 гг.I. Научно-промысловые морские исследования у Мурмана. II. Учреждение инспекций рыболовства, научно-промысловых станций и рыбацких школ на Севере / Ком. для помощи поморам рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография Исидора Гольдберга, 1898. – 332 с. разд. паг. : ил.

- 5 — г. Одинцова, что деревянное еудно наиболее пригодно для северная плавашя, где ему можетъ случиться работать во льдахъ, нельзя однако признать удобнымъ рекомендуемый имъ железный или стальной наборъ. Д*ло въ томъ, что при малыхъ размерахъ угольнпковъ, которые въ судостроенш нрииятыдл я пшангоутовъ, они представляготъ сравнительно слшпкомъ малое сонротивлеше наружному давленно и легко вгибаются вовнутрь, чему не подвержены деревянные шпангоуты. Кроме того, прп деревянныхъ шпангоутахъ, получается более толстая стена судна, а сле­ довательно меньшая теплопроводность. Что-же касается обшивки въ два ряда, то такая действительно делается, но для более равномерная распределешя крепости, лучше-же ее делать въ три ряда: два ряда внутреннихъ д1агональныхъ перекрещивающихся обшпвокъ и трет1й рядъ— наружный плп предохранительный ото льда— продольный. Мед­ ная обшивка особенной пользы едва-лп въ состоянш принести, темъ более, что прп плаваши во льдахъ она обдерется, а оголенная дере­ вянная обшпвка, въ соседстве съ медной, усиленнее обрастаетъ. Полезнее положить поверхъ продольной обшивки по грузовой ватерлинш поясь железной обшивки толщиною въ */4 дюйма и шири­ ною 80 дюйм., именно, на 20 дюйм, ниже грузовой ватерлинш и на 10 дюймовъ выше ея. Эта предохранительная железная обшивка съ де­ ревянной должна крепиться на винтахъ. По штевню, отъ этого железная пояса должна простираться внпзъ до киля такая-же предохранительная обшивка или „железный футляръ", какъ ее называлъ г. Одинцовъ*). Парусность для такого парохода должна быть разсчптана на скорость отъ 10 до 12 узловъ. Впнтъ для того, чтобы не тормазить ходъ подъ парусами, а также для предохранения его при встрече со льдомъ, долженъ быть подъемный. Точно также и руль долженъ быть подъемный. Такъ какъ, при Ходе подъ парусами, въ главномъ котле паровъ не будетъ, а въ нихъ можетъ оказаться необходимость для паровая отоплешя, электрическая освещешя, работы лебедокъ, шпиля п проч., то необходимо иметь вспомогательный котелъ. Г . Одиноцевъ предлагаетъ устроить на палубе нросторныя *) Штевень, начиная отъ этого лояса. и до соединешя съ килемъ, долженъ ■быть также обшитъ жед$зомъ, образующимъ какъ бы „железный футляръ“, по вы- раж етю Г. Одинцова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz