Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
- 60 - разбѣгавшіяся за нішъ по озеру, спокойному какъ зеркало, точно замирали тем ными полосками въ безконечности мало-по-малу разрѣжавшагося тумана. Такова была картина великой водной поверхности съ береговою линіею въ 1300 верстъ. Н а Ояежскомъ озерѣ нельзя было не вспомнить о вреыенахъ давнымъ-давно прошедшихъ. Существованіе еще до X I I вѣка Обонежской пятины Новгород- скпхъ владѣнш, сѣверная часть которой доходила до Ледовитаго океана, говорить о безконечно раннемъ расцвѣтѣ нѣкоторой жизни въ этпхъ мѣстахъ. По путямъ торговаго движенія къ сѣверному морю и на востокъ начиналось всюду соору- женіе монашескпхъ обителей, служившихъ единственными гостиницами въ дебряхъ и иустынѣ. Духовное подвилснпчество предшествовало исторической жизни, н въ самой глубокой старпнѣ поднимаются въ Прионелсьи двѣ личности, о которыхъ нѣтъ ни преданія, ни сказанія, а сохранились одии только имена: Пахомій Кенскій и Корнилій Палеостровскій; въ XV I вЬкѣ является Кириллъ съ «веліей главой»; Антонііі Сійскій, обналсавшій плечи и главу до пояса, дабы прилетали къ нему оводы и комары и обсѣдали и пилп кровь нещадно; Ипкодпмъ Кожеезерскій, пзвѣстный чудомъ, совершеннымъ имъ: было великое наводненіе, онъ взобрался на свою келійку, къ крышѣ которой подступала вода, пѣлъ псалмы, и— вода удалилась. Ошибся бы тотъ, кто вздуыалъ бы утверждать, что пустыннолсительство, развивавшееся здѣсь по берегамъ и островамъ чрезвычайно сильно — о чемъ свпдѣтельствуютъ разбросанные по краю, попадающіеся очень часто кресты п часовеныш,—чтобы это пустыннолсительство ограничивалось только духовными подвигами. Нѣтъ, люди пустыни приносили и образованіе. Соловецкій лѣтопи- сецъ сообщаетъ, что игуменъ Филпппъ, въ XV вѣкѣ, такую телѣгу завелъ, что сама насыплется п привезется, сама п высыпаетъ ролсь на сушило; онъ сѣялку построилъ съ десятью рѣшетами: сѣетъ одинъ человѣкъ, а другое рѣ- шето то само насыпаетъ и сѣетъ отруби и муку; игуменъ Филиппъ вѣтеръ на- рядилъ мѣхами ролсь вѣять и кирпичные заводы завелъ, и стекольчатыя окна дѣлалъ; старецъ Тарасій, раньше его, научилъ разсолъ отъ воды отлучать и соль варить. Цѣлые сонмы отшельниковъ-трулсеннковъ расположились по Онелсскому по бережью въ XV и XVI вѣкахъ, и отъ Олонецкаго края пошли они дальше, даже до 6 9 ' h градуса сѣверной широты, гдѣ, какъ видно изъ грамоты Іоанна Грознаго, преподобному Трифону, проповѣднику Св. Евангелія среди лопарей, скончавшемуся въ 1583 году, и настоятелю донынѣ существующаго Печенгскаго монастыря, дано было владѣніе по берегамъ, и онъ, Трифонъ, основалъ рыбо ловство, звѣроловство, ловлю устрицъ, соляныя варницы, лѣсньте дворы, мель ницы и обзавелся морскими крупными судами. Торговля съ иностранцами по нашему сѣверному побережью началась раньше его. И сколько было, подумаешь, свѣтлыхъ видѣній этимъ людямъ, и умирали они, вѣруя въ обѣтованное свое спасеніе, покойно, безмятежно, какъ напри- мѣръ Савватій, шедшій черезъ Святъ-Наволокъ и скончавшійся въ пути, сидя въ ісуколѣ и мантіи. Правда, не всегда мирно лспли и умирали подвилсншсп; такъ, убиты язычниками: Адріанъ Ондрусовскій, Макарій Вышкоозерскій и другіе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz