Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 50 - нымп можно считать только 200 верстъ, п весь вопросъ сводился къ тому: для сорокасаженныхъ или для двадцатпсаженныхъ судовъ должна быть приспо­ соблена она? Министерство путей сообщенія, въ періодъ времени 1877— 1882 гг., собирало статистпческія п техничеИ .я данпыя по этому существенному вопросу, п была образована особая коммгссія. Министерство признало несомнѣнно болѣе выгодными суда 40-саженныя, но зато п расходы по прнспособленио системы легли бы на наше казначейство велпкою тягостью въ 61 — 79 милліоновъ рублей. Предположено, впредь до окончательна™ разрѣшенія вопроса о пе- рестройкѣ или устроиствѣ вновь шлюзовъ, достраивать пхъ въ нынѣшнихъ размѣрахъ (для судовъ 20-тисаженныхъ) и строить деревянные шлюзы (на слу­ чай предстоящей ломки), но при улучшеніи стрежней рѣкъ и каналовъ при­ способлять пхъ для прохода судовъ 40-саженныхъ. Мѣстность близъ шлюза Св. Петра — очень красивая — имѣетъ высокое историческое значеніе. Здѣсь пменно, въ 1711 году, въ глухихъ дебряхъ, о ко­ торыхъ теперь нѣтъ п помпну, Петръ I прожилъ нѣсколько дней въ землянкѣ, осматривая самолично ту мѣстность, на которой, по его повелѣнію, англичанинъ Перри, въ 1710 году, пропзвелъ пзслѣдованія по соединенно Волжскаго бас­ сейна съ Онежскпмъ озеромъ. Только въ 1762 году обратились снова къ испол- ненио мысли Петра I. Проектовъ было нѣсколько: Деденева, де-Витте; къ ра- ботамъ приступилъ де-Воланъ, и въ 1810 году двпженіе по системѣ открыто. Возлѣ часовни поставленъ памятникъ, представляющій довольно вы- сокій обелпскъ на широкомъ постаментѣ, съ следующими четырьмя надпи­ сями: «Зиждитель пользы и славы народа своего Великій Петръ здѣсь помыш- .хялъ о судоходствѣ. — Отдыхалъ на семъ мѣстѣ въ 1711 году. Благоговѣйте сыны Россіи!—Петрову мысль Марія совершила.— Въ ознаменованіе любви къ Отечеству каналъ сей напменованъ Маріинскпмъ.—Щедрымъ покровительствомъ Императрицы Маріи. начатъ сей каналъ 1799 года по повелѣнію супруга Ея, Императора Павла I. Довершенъ при сынЬ Ея, Императорѣ Александрѣ I». Н а дальнѣйшемъ пути въ Рубежѣ пмѣется обширная земская больница. Она назначена главнымъ образомъ для рабочихъ на каналахъ. Ниже шлюза Св. Маріи видно было устье будущаго Маткоозерскаго канала; въ описывае­ мое время, работы его шли весьма успѣшно; цѣль этого канала та, чтобы, при переходѣ изъ Ковжи въ Вытегру п обратно, судамъ проходить вмѣсто десяти шлюзовъ только два, что составить огромный выигрышъ времени и расхо- довъ. Каналъ обошелся въ 1.893.000 рублей, онъ длиной десять верстъ и оконченъ въ 1886 году. Въ этпхъ мѣстахъ почти вся дорога замѣчательно живописна. Обиліе воды даетъ знать себя ручьями хрустальной ясности, стремящимися изъ сосѣднихъ ущеліи и логовинъ. Ыѣкоторые виды очень красивы, какъ напримѣръ Собачьи Пролазы, гдѣ, по преданію, когда-то скрывались разбойники; они напоминаютъ Тюрингио или Гарцъ; очень красиво мѣсто у Алексѣевской горы, гдѣ одновре­ менно видно шесть шлюзовъ, въ широкой рамѣ синѣющихъ за далыо горъ и лѣсовъ. Мѣстность подлѣ села Девятины, безспорно одна изъ лучшихъ въ пути. Домъ начальника дистанціи расположенъ на высотѣ 18 саженъ надъ уровнемъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz