Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 52 - Озера, при Бѣлозерскомъ обводномъ каналѣ. Съ X I I I по XV столѣтіе Бѣло- зерскъ былъ центральнымъ городомъ Бѣлоозерскаго удѣльнаго княжества, въ составъ котораго входили Вологда и Устюгъ. Нынѣшній Бѣдозерскъ построенъ въ Х ІУ вѣкѣ, когда жители ушли пзъ «Стараго Бѣлозерска», находившагосл въ 17 верстахъ и извѣстиаго тѣмъ, что тамъ, по преданно, княжилъ братъ Рю­ рика— Синеусъ. Мѣстный соборъ стоитъ въ углубленіи, между высокихъ валовъ бывшаго кремля, изъ-за которыхъ его со стороны почти не видно. Соборъ имѣетъ чрез­ вычайно своеобразный иконостасъ, вѣроятно конца прошлаго вѣка. Н а самомъ его верху, подъ куполомъ, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и передъ нимъ семь огромныхъ деревянныхъ свѣтильнпковъ въ лучахъ. Поддѣ царскихъ дверей, съ обѣихъ сторонъ, видны четыре меныиія, золоченыя же, фигуры двухъ пророковъ и двухъ ангеловъ. Н а нконостасѣ нмѣется еще одна фигура Спасителя, въ конхѣ, надъ дверями, тоже раскра- лпенная, но вмѣсто свѣтильниковъ подлѣ него ангелъ п символы Евангелистовъ. Этотъ пконостасъ сильно наиоминаетъ католическіе пріемы искусства. Когда пароходъ тронулся дальше, надъ Бѣлымъ озеромъ опускался свѣт- лый, лѣтнш вечеръ; путь продолжался по тому же каналу, но освѣщеніе уже было другое; тотъ же народъ, тѣ же безконечныя вереницы судовъ, иокачпвав- шихъ свои мачты, то же набѣганіе волны на низкіе берега и та же близость деревьевъ, вѣтви которыхъ изрѣдка хлестали по правому кожуху. По мѣрѣ движенія впередъ, пароходъ удалялся отъ мѣстъ, освященныхъ преподобнымъ Кирилломъ, и близился къ тѣмъ мѣстамъ, гдѣ на каждомъ шагу должна была возникать память Петра I. Во время ужина на палубѣ, комаровъ было такое множество, что при­ шлось съ навѣтренной стороны, подлѣ стола, жечь можжевеловый вѣтви. Мо­ лодцы матросы, въ бѣлыхъ рубахахъ, отлично исполняли эту обязанность, и вѣтви весело потрескивали на невысокихъ жаровняхъ. Н а Бѣломъ озерѣ такъ много комаровъ, что совершенно понятно, почему преданіе, въ числѣ благо- дѣяній, приписываемыхъ преподобному Кириллу, уломинаетъ и о заговорѣ имъ комаровъ. Цѣлыя тучи ихъ замѣтны были въ свѣтломъ полуночномъ воз- духѣ. Словно огромныя змѣи, извивались продолговатая тучи комаровъ надъ окрестными лѣсами и болотами. Глядя на нихъ, нельзя было не вспомнить одной южно-славянской сказки, передаваемой Буслаевымъ: въ какія-то неза­ памятный времена вышелъ богатырь на поединокъ съ нечистою сплою-змѣемъ; Господь помогъ ему осилить проклятаго; не довольствуясь смертью его, богатырь решился сжечь тѣло и развѣять пепелъ по воздуху, что и было исполнено; но тогда-то изъ остатковъ, изъ пепла нечистой силы-змѣя, образовались эти воз­ душный вереницы комаровъ и мошкары, безконечные клубы которыхъ носи­ лись и надъ пароходомъ. Но и болѣе далекій сѣверъ Россіи, одолѣваемый комарами, имѣетъ подобныя легенды. Таково, напримѣръ, преданіе о Шишко, нечистомъ духѣ, въ Мезенскомъ уѣздѣ Архангельской губерніп. Богъ отказалъ въ участкѣ земли, и нечистый, озлобясь на Бога, ткнулъ коломъ въ землю, и изъ образовавшейся дыры повалили комары, такъ что въ воздухѣ потемнѣло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz