Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 52 - Озера, при Бѣлозерскомъ обводномъ каналѣ. Съ X I I I по XV столѣтіе Бѣло- зерскъ былъ центральнымъ городомъ Бѣлоозерскаго удѣльнаго княжества, въ составъ котораго входили Вологда и Устюгъ. Нынѣшній Бѣдозерскъ построенъ въ Х ІУ вѣкѣ, когда жители ушли пзъ «Стараго Бѣлозерска», находившагосл въ 17 верстахъ и извѣстиаго тѣмъ, что тамъ, по преданно, княжилъ братъ Рю рика— Синеусъ. Мѣстный соборъ стоитъ въ углубленіи, между высокихъ валовъ бывшаго кремля, изъ-за которыхъ его со стороны почти не видно. Соборъ имѣетъ чрез вычайно своеобразный иконостасъ, вѣроятно конца прошлаго вѣка. Н а самомъ его верху, подъ куполомъ, высится большая раскрашенная деревянная фигура Спасителя и передъ нимъ семь огромныхъ деревянныхъ свѣтильнпковъ въ лучахъ. Поддѣ царскихъ дверей, съ обѣихъ сторонъ, видны четыре меныиія, золоченыя же, фигуры двухъ пророковъ и двухъ ангеловъ. Н а нконостасѣ нмѣется еще одна фигура Спасителя, въ конхѣ, надъ дверями, тоже раскра- лпенная, но вмѣсто свѣтильниковъ подлѣ него ангелъ п символы Евангелистовъ. Этотъ пконостасъ сильно наиоминаетъ католическіе пріемы искусства. Когда пароходъ тронулся дальше, надъ Бѣлымъ озеромъ опускался свѣт- лый, лѣтнш вечеръ; путь продолжался по тому же каналу, но освѣщеніе уже было другое; тотъ же народъ, тѣ же безконечныя вереницы судовъ, иокачпвав- шихъ свои мачты, то же набѣганіе волны на низкіе берега и та же близость деревьевъ, вѣтви которыхъ изрѣдка хлестали по правому кожуху. По мѣрѣ движенія впередъ, пароходъ удалялся отъ мѣстъ, освященныхъ преподобнымъ Кирилломъ, и близился къ тѣмъ мѣстамъ, гдѣ на каждомъ шагу должна была возникать память Петра I. Во время ужина на палубѣ, комаровъ было такое множество, что при шлось съ навѣтренной стороны, подлѣ стола, жечь можжевеловый вѣтви. Мо лодцы матросы, въ бѣлыхъ рубахахъ, отлично исполняли эту обязанность, и вѣтви весело потрескивали на невысокихъ жаровняхъ. Н а Бѣломъ озерѣ такъ много комаровъ, что совершенно понятно, почему преданіе, въ числѣ благо- дѣяній, приписываемыхъ преподобному Кириллу, уломинаетъ и о заговорѣ имъ комаровъ. Цѣлыя тучи ихъ замѣтны были въ свѣтломъ полуночномъ воз- духѣ. Словно огромныя змѣи, извивались продолговатая тучи комаровъ надъ окрестными лѣсами и болотами. Глядя на нихъ, нельзя было не вспомнить одной южно-славянской сказки, передаваемой Буслаевымъ: въ какія-то неза памятный времена вышелъ богатырь на поединокъ съ нечистою сплою-змѣемъ; Господь помогъ ему осилить проклятаго; не довольствуясь смертью его, богатырь решился сжечь тѣло и развѣять пепелъ по воздуху, что и было исполнено; но тогда-то изъ остатковъ, изъ пепла нечистой силы-змѣя, образовались эти воз душный вереницы комаровъ и мошкары, безконечные клубы которыхъ носи лись и надъ пароходомъ. Но и болѣе далекій сѣверъ Россіи, одолѣваемый комарами, имѣетъ подобныя легенды. Таково, напримѣръ, преданіе о Шишко, нечистомъ духѣ, въ Мезенскомъ уѣздѣ Архангельской губерніп. Богъ отказалъ въ участкѣ земли, и нечистый, озлобясь на Бога, ткнулъ коломъ въ землю, и изъ образовавшейся дыры повалили комары, такъ что въ воздухѣ потемнѣло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz