Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 47 — форма вполнѣ специфическая, отчасти напоминающая то своеобразное значеніе, которое пмѣлн и пыѣютъ для насъ, благодаря совершенно особымъ условіямъ нашего книжнаго дѣла, наши толстые журналы. Монастырскіѳ «Сборники», шіѣющісся на лицо въ громадномъ колпчествѣ it въ Кирилловомъ монастырѣ, это были тогдашніе толстые журналы, н въ нихъ, какъ говорить изслѣдователь, рядомъ съ нстиннымъ попадали іі апокрифы. ГІо сильно ошибся бы тотъ, кто нредположплъ бы, что «темныя» времена не производили замѣчательныхъ людей, что подъ впушптелънымъ единствоыъ православія не работали умы н но развивались своеобразный міровоззрѣнія. Можетъ быть, въ псторіи другпхъ церквей нѣтъ примѣра болѣе рѣзко вы- сказанныхъ двухъ наііравлснш, высказанныхъ совершенно одновременно и такъ вполнѣ законченно, какъ направлспіс вышедшаго изъ Кирилловой обители Нила Сорскаго и основателя Волоколамскаго монастыря Іосифа Волоцкаго. Ото огонь II вода, нмѣющіо общее только въ томъ, что они оба—стпхіи. Людямъ, посѣщающимъ эти мѣста, полныя слѣдовъ пустынножительства, парал­ лель между ІІітломъ Сорскшіъ II Іоспфомъ Волоколамскпмъ напрашивается на память сама собою. Іоспфъ родился въ 1439 году. Это былъ человѣкь чисто формальнаго направлен», для котораго оказывались равно святы, равно истинны и законъ Мопссевъ, п Евангеліе. Знаменито его ученіе, изложенное въ посланіи стар- цаиъ, «о богопремудростномъ, богонаученномъ коварствѣ». Его монастырскій уставь тяжс.іь; настоятель чрезъ Свопхъ подручныхъ проникаетъ во всѣ келіи п заботится «прежде о тѣлоспомъ благообразіи, а потомъ о внутреннемъ хра- неиіп». Оиъ донускаетъ въ монастырѣ тѣлесныя наказанія; онъ опредѣляетъ то, какъ стоять монахамъ въ церкви: «Стисни своп руцѣ и соедини свои нозѣ п очи смежи и умъ собери»; онъ училъ даже тому, чтобы братія молилась на показъ: когда на нес смотрятъ міряпе, «тогда паче»; онъ счпталъ монастырь прішілепею нзбранныхь и требовалъ для монастырей права владѣнія нмѣніями и деньгами, для матеріальноп помощи народу; Іосифъ видѣлъ въ монастырѣ разсадникъ еішскоповъ, мптроиолптовь, аристократы церкви. Само собою разу- мѣется, что карать пеиокорныхъ составляло необходимую принадлежность его ученія; онъ былъ протнвъ всякой новой мысли, противъ всякой свободы; одпнъ изъ его учениковъ высказалъ даже слѣдующее: «всѣмъ страстямъ мати мнѣніе, мнѣиіе второе паденіе». Далѣе этого идти было нельзя! Нплъ Сорскіи родился въ 1433 году, т.-е. только шестью годами ранѣе Іосифа Волоцкаго. Онъ постригся въ Кирилловѣ. Прямо противуположно Іосифу утверждалъ онъ: «шісаиія многн, но не всѣ божественны суть». У него само­ державны и полновластны только Священное Ппсаніе п Канонъ, а святоот- ческія творенія отпадають во вторую категорпо. ІІнлъ виолнѣ отрицаетъ слѣпое отношеніе къ буквѣ писанія, онъ прежде всего философъ-богословъ. Нп про­ должительное служеиіе, ни посты не составляют, по немъ, заслуги; дурные помыслы дѣдитъ онъ на восемь вндовъ и разбираетъ пхъ каждый отдѣльно, не оставляя безъ вннманія и фпзіологіи страстей. Онъ развплъ преимуще­ ственно жизнь въ скнтахъ, издавна сохранившуюся на сѣверѣ; онъ отрпцалъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz