Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 46 — д ііт ъ , да п пныс чсрнцы, да ѣдятъ, да ніютъ, что въ міру; а Шереметевъ, невѣсть со свадьбы, невѣсть съ родппъ, разсылаетъ по кельямъ постплы, ко врижки н ш іы іі пряныя составныя овощи... а ппін глаго.тютъ, будто-де и вино горйчее потихоньку въ кслію къ Шереметеву прппосн.тіі»... Знаменитый инокъ Іоиа, разсылавшій по келіямъ коврижки, нѣкогда водпвшій войска въ разныхъ копцахъ Россіп, выдержавшііі пытку п вѣдавшш въ отсутствіе царево Москву, мирно покоится теперь паравнѣ съ другими. ГІе такъ вольготно, какъ ему, жилось въ монастырѣ другому большому чело- вѣку тѣхъ дней—Ннкону, когда перевели его пзъ Ѳерапонтова монастыря: келія его была «ведьми неугожа» п съ постояпнымъ угаромъ. Выше упомянуто было о монастырскнхъ Синодикахъ; но п другііхъ ре- ликвііі древности тутъ обильно; таковы: иортрстъ преподобнаго Кирилла, піісан- ныіі при жнзнп его, «многодумныіі, величавый»; его фелонь, овчпнныіі тулупъ, верпгіг, его духовное завѣщаше; золотая братина— даръ Грозпаго, съ пзобра- женшмн женщииъ; «не съ посланьями лп вмЬстѣ прислана она была Царемъ для вящаго уязвленія?»— спрашпваетъ Шевыревъ. Бнбліотека монастыря—- •единственная въ своемъ родѣ, въ особенности по числу н достоинству руко писен; въ пей ішѣются рукопненыхъ: 65 Евангелій, 31 Апостолъ, 131 Псал тырь и т. д. Кнрплловскге списки встрѣчаются вездѣ, и они вездѣ въ почстѣ. Помимо рукописен чігсто духовныхъ, попадаются п такія, въ которыхъ есть реалистпческія объясненія явленій природы но Галену, что «земля съ устрое- ніемъ япцевпднымъ», что «молнію прежде видно, громъ слышепъ потомъ, ибо зрѣніе ’скорѣіішее есть, а слышаше—чувство косное». Въ одномъ изъ сборнп- ковъ говорится о лсенптьбѣ: «Лучше болѣть трясицею, нежели быть обладаем у -злою женою: трясца, потрясши, отпустнтъ, а злая жена до смерти нзеушитъ». По штату 1754 года монастырь владѣлъ 21,590 крестьянами; села и про селки управлялись старцами чернецами, съ содержаніямъ настолько скудпымъ, что одинъ пзъ ннхъ ппсалъ игумену, что «замеръ до основапія съ одпнмъ квасомъ». Разставаясь съ обителью преподобнаго Кирилла, было бы непростительно не вспомнить другого великаго подвижника—Нила Сорскаго, вышедшаго пзъ нея же. Въ пятнадцати верстахъ отъ Кириллова монастыря, слѣдовательно, какъ говорится, почти рукою подать, находится на рѣкѣ Соркѣ обитель, основан ная преподобнымъ Ііиломъ Сорскимъ. Къ сожалѣпію, путешественнпкамъ не предстояло возможности, въ виду разныхъ обстоятельствъ, носѣтпть эту оби тель. Могучая, своеобразная, глубоко привлекательная личность преподобнаго ІІнла должна быть однако помянута и при посѣщсніи Кириллова монастыря. Въ умственномъ отиошеніп, XY и XV I вѣка были песомнѣнно «темными». Единственный путь образоваЯя шелъ чрезъ духовенство н монашество. Правда, и оно было не знаменито: Лкакііі еішскоиъ тверской, «малоученъ бѣ грамотѣ»; ісреи «мнозп суть не умѣютъ кнпгъ»; невѣжды говорили, что читать Апостола и Евангеліе «грѣхъ простымъ людямъ». Въ тѣ дни выработалась даже, такъ ска зать, особая форма, въ которую образована отливалось: это были «Сборники»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz