Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 44 — подробно разсказано, какъ быстро достнгъ онъ въ мопастырѣ великаго почета, какъ любплъ бесѣдовать съ ннмъ, посѣщая монастырь, преподобный Сергій, какъ, чтобы избѣгнуть знаковъ у в аж е тл къ себѣ, Кпрпллъ «подъ образомъ буйства» юродствовалъ п приннмалъ за это радостно наказанія, какъ знали тогда уже, что онъ умѣетъ кнпгн «добро ппсатп», что «слово его солію разума растворенно» іі какъ почти насильно возвели его въ званіе архимандрита Си монова монастыря. Власть была не по сердцу преподобному: онъ отказался отъ архимандріп, удалился сначала безмолвствовать въ келію, а затѣмъ, имѣя видѣніе Богоро дицы, ушелъ на Вѣло-Озсро, гдѣ пскоиалъ себѣ малую келію въ густомъ, пе- проходпмомъ лѣсу н унесъ съ собою «немного книжпцъ». Эти «книжицы» раз рослись теперь въ значительную Кирилловскую библютеку и образовали школу списателей, извѣстныхъ всему православному міру. Очень красиво предаше о томъ, какъ, послѣ поселенія преподобнаго въ ке- лііікѣ, люди не разъ слышали «звоны отъ этого мѣста и пѣвцовъ иоющихъ», чего на самомъ дѣлѣ быть не могло. Чрезвычайно картиненъ разсказъ о томъ, какъ, чтобы ограбить пустынника, у котораго, бѵдто-бы, были богатства скрыты, послалъ нѣкііі боярннъ своихъ слугъ, и они своими глазами вндѣли, двѣ ночи подъ-рядъ, окрестъ монастыря многое множество людей, воиновъ, нзъ луковъ стрѣлявшнхъ, которыхъ на самомъ дѣлѣ опять-такп не было. Глубокое сердце- вѣдѣвій отличало Кирилла: онъ прозрѣвалъ людей. Въ числѣ чудесъ, пмъ со- вершеыныхъ, — что рѣдко въ жнзнеописаншхъ святыхъ, —•сообщается даже о томъ, что онъ воскрешалъ мертвыхъ, а именно брата Далмата, умершаго безъ принятія Св. Таинъ: Кириллъ воскресплъ его, онъ причастился п умерь вторично. Слава Кириллова чрезвычайно быстро подняла монастырь и населила его. Отъ преподобнаго остались намъ три посланія его къ тремъ князьямъ. съ ко торыми былъ онъ, какъ видно, въ самыхъ короткпхъ отношеніяхъ: къ великому князю Василію Дмитріевичу, къ Можайскому князю Андрею, третье—къ Зве нигородскому князю Дмитрію. Въ посланіяхъ этнхъ пмѣемъ мы краснорѣчивый п чрезвычайно характерный для нашей псторіи фактъ, который свидѣтель- ствуетъ—по словамъ Шевырева—о духовной связи, соединявшей отшельника съ державцааш Русской земли. Къ числу замѣчательнѣйшпхъ памятниковъ монастыря должно отнести между прочимъ, два томика Спнодика, читаемаго всегда, кромѣ царскпхъ дней, мо- нахомъ, для того назначеннымъ. Въ Сішодикѣ поминаются всѣ великіе князья съ крещешя Руси, натріархи, пзъ числа которыхъ былъ временно исключенъ ГІиконъ, митрополиты кіевскіе и московскіе, удѣльные князья; поминается свя- щенно-пнокъ Сппридонъ, онъ же попъ Селивестръ, знаменитый совѣтникъ Іоанна, авторъ «Домостроя»; надъ именами иноковъ обозначены иногда нхъ мірскія имена: Іона—Воротынскіи, Ѳеодосій—Шереметевъ, Михаилъ—Морозовъ, Пнменъ—Щенятевъ, Іоаннъ—Хабаровъ. Везконечнымъ рядомъ тянутся псто- рическія имена Шуйскихъ, Глинскихъ, Бѣльскнхъ, Черкасскихъ, Ромоданов- сішхъ п множество другихъ; чуть не каждое говоритъ о той или другой стра- ницѣ русской псторіи. о блестящихъ или темныхъ дняхъ. Здѣсь же, по указу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz