Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 452 — священника огнемъ, забивали ему подъ ногти спицы, сдирали кожу и, продѣвъ насквозь его веревку, влачили, привязавъ къ конскому хвосту, по городу. Заму- ченъ былъ Патрикій, но не выдалъ достоянія церковнаго; тѣло его почиваетъ на границѣ Рязанской и Владимірской губерній, на озерѣ Святѣ. Какъ не пере нести его въ соборъ?— вѣдь это его достояніе! Кажется, что это слѣдовало бы сдѣлать непремѣнно. Сколько видѣлъ соборъ Владимірскій вѣнчаній на великое княженіе! Сколько разъ оглашался онъ звуками свадебныхъ и похоронныхъ пѣсенъ духов- ныхъ! Еще недавно, въ 1884 году, видѣлъ соборъ одну изъ чрезвычайно рѣд- кихъ, высокохудожественныхъ службъ церковныхъ. Когда окончено было возоб- новленіе его, то мощи трехъ святыхъ великихъ князей, Георпя, Андрея и Глѣба, перенесенныя на два съ половиною года въ Георгіевскій соборъ, воз вращались въ свое завѣтное обиталище. Это было 3-го ноября. Въ глубокую зиму вѣяло тогда надъ Владиміромъ вѣчною весною православія, когда, пока чиваясь на плечахъ тѣхъ людей, между которыми, нѣтъ сомнѣнія, въ тяжелую годину могутъ проявиться и проявятся отцы Патрикіи, богатыя раки святыхъ, одна за другою, втянулись въ соборъ и заняли свои мѣста. Налѣво отъ входа между столбовъ почиваетъ Андрей Боголюбскіи; направо противъ него—Геор- гій; подлѣ алтаря съ правой стороны—Глѣбъ. И какъ спокойно свѣтелъ, какъ одухотворенъ возсозданный соборъ. А вѣдь было же это когда-то и не разъ, что среди него, опустѣвшаго и ограб- леннаго, птицы вили свои гнѣзда и гулялъ вѣтеръ. Такимъ былъ онъ еще въ началѣ XY III вѣка, ко времени открытія мощей Андрея и Глѣба. Теперь это одна изъ внушительнѣйшихъ святынь земли Русской. Нужны не дни, а недѣли, чтобы подробно ознакомиться съ соборомъ, съ его вещественными сокровищами, съ его историческимъ и легендарнымъ богатствомъ. Какъ красиво преданіе о томъ, что при Іоаннѣ Васильевичѣ, во время нашествія Девлетъ-Гирея, бла- говѣрные князья поднимались изъ гробовъ своихъ и уносились на брань на снѣговидныхъ коняхъ. Очень любопытны стихи на гробницахъ княжескихъ; гЬ, что читаются надъ Георгіемъ и Андреемъ, согласно преданно, сочинены императрицей Екатериной II; надъ гробницей епископа Платона, умершаго въ 1757 году, читается очень длинное стихотвореніе и—что очень рѣдко, примѣръ едва ли не единственный, — акростихъ очень хитростнаго сложенія, первыя буквы строкъ котораго, въ перемежку чрезъ строку, изображаютъ слова: «пре освященный епископъ Платонъ». Какъ умилительно хорошо письмо этого Пла тона императрицѣ ЕлисаветЬ Петровнѣ, писанное въ 1753 году, о «переобла- ченіи» мощей великокняжескихъ въ новыя одѣянія, въ «бѣлые пристойные хитоны», въ великокняжескія порфиры парчевыя, обшитыя вмѣсто горностая «подобнымъ бархатомъ»; какъ подъ святьтя главы мощей положены были три золотого глазета подушки; «да на главы лее и лица ихъ святопочивающія сдѣ- ланы изъ бѣлаго шолковаго фліору три капи; на нетлѣнныя же руцѣ съ тако- воже фліору такожъ и на носъ сдѣланы пристойныя каптурки». Эти фліоры, капи п каптурки посѣтители разглядывали и приложились къ бережно одѣтымъ мощамъ. Прежнія одѣнія ихъ, темные лоскуты, разложенные по бѣлому полотну.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz