Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 452 — священника огнемъ, забивали ему подъ ногти спицы, сдирали кожу и, продѣвъ насквозь его веревку, влачили, привязавъ къ конскому хвосту, по городу. Заму- ченъ былъ Патрикій, но не выдалъ достоянія церковнаго; тѣло его почиваетъ на границѣ Рязанской и Владимірской губерній, на озерѣ Святѣ. Какъ не пере­ нести его въ соборъ?— вѣдь это его достояніе! Кажется, что это слѣдовало бы сдѣлать непремѣнно. Сколько видѣлъ соборъ Владимірскій вѣнчаній на великое княженіе! Сколько разъ оглашался онъ звуками свадебныхъ и похоронныхъ пѣсенъ духов- ныхъ! Еще недавно, въ 1884 году, видѣлъ соборъ одну изъ чрезвычайно рѣд- кихъ, высокохудожественныхъ службъ церковныхъ. Когда окончено было возоб- новленіе его, то мощи трехъ святыхъ великихъ князей, Георпя, Андрея и Глѣба, перенесенныя на два съ половиною года въ Георгіевскій соборъ, воз­ вращались въ свое завѣтное обиталище. Это было 3-го ноября. Въ глубокую зиму вѣяло тогда надъ Владиміромъ вѣчною весною православія, когда, пока­ чиваясь на плечахъ тѣхъ людей, между которыми, нѣтъ сомнѣнія, въ тяжелую годину могутъ проявиться и проявятся отцы Патрикіи, богатыя раки святыхъ, одна за другою, втянулись въ соборъ и заняли свои мѣста. Налѣво отъ входа между столбовъ почиваетъ Андрей Боголюбскіи; направо противъ него—Геор- гій; подлѣ алтаря съ правой стороны—Глѣбъ. И какъ спокойно свѣтелъ, какъ одухотворенъ возсозданный соборъ. А вѣдь было же это когда-то и не разъ, что среди него, опустѣвшаго и ограб- леннаго, птицы вили свои гнѣзда и гулялъ вѣтеръ. Такимъ былъ онъ еще въ началѣ XY III вѣка, ко времени открытія мощей Андрея и Глѣба. Теперь это одна изъ внушительнѣйшихъ святынь земли Русской. Нужны не дни, а недѣли, чтобы подробно ознакомиться съ соборомъ, съ его вещественными сокровищами, съ его историческимъ и легендарнымъ богатствомъ. Какъ красиво преданіе о томъ, что при Іоаннѣ Васильевичѣ, во время нашествія Девлетъ-Гирея, бла- говѣрные князья поднимались изъ гробовъ своихъ и уносились на брань на снѣговидныхъ коняхъ. Очень любопытны стихи на гробницахъ княжескихъ; гЬ, что читаются надъ Георгіемъ и Андреемъ, согласно преданно, сочинены императрицей Екатериной II; надъ гробницей епископа Платона, умершаго въ 1757 году, читается очень длинное стихотвореніе и—что очень рѣдко, примѣръ едва ли не единственный, — акростихъ очень хитростнаго сложенія, первыя буквы строкъ котораго, въ перемежку чрезъ строку, изображаютъ слова: «пре­ освященный епископъ Платонъ». Какъ умилительно хорошо письмо этого Пла­ тона императрицѣ ЕлисаветЬ Петровнѣ, писанное въ 1753 году, о «переобла- ченіи» мощей великокняжескихъ въ новыя одѣянія, въ «бѣлые пристойные хитоны», въ великокняжескія порфиры парчевыя, обшитыя вмѣсто горностая «подобнымъ бархатомъ»; какъ подъ святьтя главы мощей положены были три золотого глазета подушки; «да на главы лее и лица ихъ святопочивающія сдѣ- ланы изъ бѣлаго шолковаго фліору три капи; на нетлѣнныя же руцѣ съ тако- воже фліору такожъ и на носъ сдѣланы пристойныя каптурки». Эти фліоры, капи п каптурки посѣтители разглядывали и приложились къ бережно одѣтымъ мощамъ. Прежнія одѣнія ихъ, темные лоскуты, разложенные по бѣлому полотну.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz