Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 448 — Массивныя крыши ихъ были подняты, и очертанія почивающихъ святыхъ видѣ- лись совершенно ясно. Преосвященный приподнялъ лежащую на груди Глѣба Андреевича руку. Когда, много лѣтъ назадъ, иыператоръ Павелъ посѣтилъ соборъ, съ великими князьями Александромъ Павловичемъ и Константиномъ Павловичемъ, то приподннмалъ эту руку и, подозвавъ великихъ князей, ска- залъ имъ: «Поглядите, руки князя какъ живаго». При посѣщенш собора импе- раторомъ Николаемъ было сдѣлано то же самое. Вслѣдъ за поклоненіенъ мо- щамъ послѣдовалъ продолжительный, внимательный, полный высокаго интереса обходъ собора. Впечатлѣніе, производимое соборомъ, удивительно цѣльно и величественно. Цѣльность была бы полною, если бы не высокій, чуть ли не шести-ярусный рѣзной, золоченый иконостасъ въ итальянскомъ вкусѣ, съ италіанизованными образами. Въ семидесятыхъ годахъ прошлаго вѣка, послѣ посѣщенія собора Екатериною II, и на средства, ею данныя, два епископа, Павелъ и Іеронимъ, отступили отъ прямого смысла рескрипта императрицы, «рекомендовавшей» древность сего зданія сохранить и поддержать наилучпшмъ образомъ. Все, что было сдѣлано ими, сдѣлано въ стилѣ, не имѣющемъ ничего общаго съ нашимъ, русскимъ; таковъ именно иконостасъ. Но было нѣчто и хуже этого: многіе оклады и вѣнцы съ древнихъ образовъ и многіе предметы ризницы пошли на сплавъ, и получено 5 */2 пудовъ серебра, изъ котораго сдѣланы лампады и потиръ. Какова должна была быть художественно-историческая цѣнность погиб- шихъ вещей! Того же глубоко-прискорбнаго пріема, практикуемаго, къ позору нашему, и теперь во многихъ мѣстахъ Россіи, придержались и 'в ъ 1810 году, когда снесли поврежденную молніьй въ 1806 году древнюю колокольню и по строили новую, ииѣющую претензію на готическіе мотивы. Все это звучнтъ глубокою фальшью, и если бы не значеніе и объемистость всей дѣйствитель- ной древности собора, въ которой эти художественная неурядицы какъ бы тонуть, то мы утратили бы безвозвратно одинъ изъ роскошнѣйшихъ памятни- ковъ до-московской Россіи. Всѣ пять куполовъ и многія окна въ стѣнахъ обильно заливаютъ соборъ свѣтомъ. Древняя живопись тоже очень свѣтла по своему тону. Если вспо мнить малое количество свѣта, отличающее московскіе п кіевскіе соборы, темноту ихъ ликовъ и мракъ, залегающій по вершинамъ сводовъ, то не трудно придти къ заключел’то, что наша древнѣйшая до-московская архи тектура и живопись были гораздо бліше къ своему византійскому источнику— къ обилію свѣта и простора. Соборъ весь с й етъ древними ликами и не только одиночными, но изобра- женіями цѣлыхъ сценъ Священнаго Писанія. Еще въ 1859 году акадеиикъ Солн- цевь нашелъ подъ известью и штукатуркой остатки фресковыхъ изображены X II вѣка. Когда, въ 1882 году, преосвященный Ѳеогностъ задумалъ его обновле- ніе и возсозданіе, приступлено было къ подробнымъ розыскаиъ древней живо писи. Находки на стѣнахъ храма, подъ штукатуркой за иконостасомъ, были поразительны, какъ по количеству, такъ и по свѣжести того, что сохранилось, и вызванные сюда члены московскаго археологическаго общества не замедлили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz