Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 41 — ііодъ спудомъ. ІІеширокіе дворы монастырскіе были вплотную залиты пестрыми толпами людеіі, между которыми очень картинно выдѣлядись монахини, всѣ въ черномъ. До святыни Кириллова монастыря отсюда всего семь верстъ хорошей, красивой дороги. Немного' всторонѣ отъ кипучей стремнины Ыаріинсісой системы, въ созна тельной вѣковѣчной неподвижности своего велпкаго призванія, высится Кирил- ловъ монастырь. «Европа, говорить Шевыревъ, полна слѣдовъ соиротпвленія разныхъ эле- мѳнтовъ единенио государства; у пасъ і іх ъ нѣтъ: наши князья жили въ горо- дахъ и вотчииахъ, наши замки—монастыри». И начинались-то твердыни эти съ землянки, съ брусяной церковки, съ деревянной кельи; владѣтелями ихъ, «вѣчными» владетелями, были отшельники въ овчинныхъ тулупахъ и худыхъ ризахъ, а не въ стальныхъ рыцарскихъ доспѣхахъ съ широкими перьями на шлемахъ п по плечамъ. Такими твердынями оказались: Троицкая для центра, для Москвы, Кіевъ--для юга, Кирнлловъ п Олонецкое пустынно-жительство съ Соловками—для сѣвера. Преподобный Кнрнллъ Бѣлозерскіп—XIV вЬкъ! Но это, новѣйшая нсторія того уголка земли Русской, который путники посѣтили. На Бѣлоозерѣ спдѣлъ Синеусъ, Рюрпковъ братъ. Суіцествуетъ тутъ до сего дня Спнеусовъ курганъ п красивая о немъ легенда: вздумали люди курганъ копать, до клада дорыться, принялись за дѣло, но—выѣхалъ солдата на конѣ и помѣшалъ. Н а курганѣ попадается зачастую рыбья шелуха; если принести ее домой, она обращается въ деньги. Вотъ богатство! Тѣмъ не менѣе нашъ сѣверъ, какъ справедливо говорить Буслаевъ, далеко отсталъ въ своемъ развптіп отъ юга Россіп. «Въ то время, когда но Водгѣ, на Шекснѣ и на Бѣлоозерѣ кудесники творили раз- ііы я чудеса, а въ Новгородѣ волхвъ собпралъ около себя народъ протпвъ князя и епископа, Баянъ, нашъ кжио-русскш пѣвецъ, былъ уже другомъ князей и не только прославдялъ пхъ подвиги, но н осуждалъ усобицы». Не раздавались на сѣверѣ сладкозвучный струны Баяновы, но непроходпмыя дебри ожидали святыхъ п умпыхъ людей, нарождавшихся во времени; таковы были Кприллъ Бѣлозерскіп п ІІіілъ Сорскш. Выходъ Шексны изъ БЬла-Озера—мѣсто очень ранней цнЕИлмзаціи, засви- дѣтельствованной съ первыхъ строкъ начала лѣтописи основаніемъ здѣсь въ X III вѣкѣ самостоятельнаго удѣла, развпвшагося въ первыя десятилѣтія пга татарскаго. ІІослѣ службы въ Ордѣ, князь Глѣбъ Васильевнчъ основалъ свое мѣстопребываніе при самомъ истокѣ Шексны, на южномъ ея берегу, н соору- днлъ храмъ св. Васплія въ полутора ворстахъ отъ Карголома, противъ Кро- хина. Ручей или рѣчка, впадающая въ Шексну, называется іі понынѣ Ва сильевскою. Преданіо объ основаніи древнѣіішаго БЬлозерска указываетъ, что мѣсто сооруженія храма св. Васплія находилось лоддѣ капища фпнскихъ пно- родцевъ, пожертвовавшихъ пмъ при обращеніи въ хрпстіанство, когда нашли тутъ невѣдомо откуда явившійся образъ св. Васплія, а подлѣ образа—теплую просфору. Эго послужило поводомъ основанія церкви и прп ней монастыря св. Васплія при началѣ Бѣлозерска. Черезъ двѣсти слишкомъ лѣть существованія Бѣ- « / А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz