Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 409 — ботаническія и геодезическія свѣдѣнія, касающіяся этого края. Онежское озеро лежитъ на 276 фут. выше Бѣлаго моря и на 240 фут. выше Балтійскаго. Этою разницею уровня обоихъ морей очень хорошо объясняются постоянный теченія, существующія въ Зундѣ и Бельтахъ. Н а основаніи изслѣдованій каненныхъ породъ и флоры можно утверждать съ болыпимъ вѣроятіемъ, что когда-то, въ доисторическое время, Бѣлое море было соединено • съ Балтійскимъ, и наши оба болынія озера, Ладожское и Онежское, составляли съ ними одно цѣлое. Ледо витый океанъ и Балтійское море были тогда однимъ и тѣмъ же воднымъ пространствомъ, а на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь Зундъ и Бельты, высились скалы, и соединенія Балтійскаго моря съ Нѣмецкимъ не существовало. Проектируемый Бѣломорскій каналъ, который соединить то, что разру шено геологическимъ переворотомъ, одинъ изъ вопросовъ, стоящихъ на очереди. Въ 1882 году министръ путей сообщенія внесъ въ комитетъ мини- стровъ записку, которая была выслушана комитетомъ министровъ, вполнѣ согласившимся съ ея основаніями и съ необходимостью возможно скораго осуществлены проекта, и журналомъ 31-го августа всѣ обстоятельства этого дѣла доведены до свѣдѣнія государя императора, удостоившаго ихъ разсмотрѣ- ніемъ 11-го сентября. Устроится ли этотъ путь на средства казны, дано ли будетъ предпочтеніе акціонернымъ основаніямъ—дѣло второстепенное. Вѣрно то, что для нашего Сѣвера, для промысловъ Поморья, для лѣсныхъ и мине- ральныхъ богатствъ Олонецкаго края, для Етратегическихъ соображенш обще- государственнаго характера, возникновеніе давно ожидаемаго Бѣломорскаго канала болѣе чѣмъ желательно. Дѣло не въ томъ, что въ теченіе шести мѣся- цевъ будетъ онъ лежать подо льдомъ, дѣло—въ остальныхъ шести мѣсяцахъ. Если сѣверная природа въ шестинедѣльный срокъ поднимаетъ траву, даетъ цвѣтъ и производить сѣмя, то не будетъ ничего удивительнаго въ томъ, что и Бѣломорскій каналъ послѣдуетъ ея примѣру и въ короткій срокъ навигацш дастъ все то, чего отъ него ожидаютъ. Спорнымъ могъ бы быть вопросъ о томъ: не удобнѣе ли желѣзная дорога, хотя бы узкоколейная; но здѣсь суще ственными аргументами явятся лишняя перегрузка, громоздкій характеръ гру- зовъ—руда, хлѣбъ, лѣсъ, и большинство мнѣній склонится въ пользу канала. Сообщаютъ, что олонецкому губернатору изъ Финляндш былъ представленъ характерный проектъ о соединеніи желѣзною дорогою Выборга съ Кемью пря- мымъ нутемъ. Для Финляндіи это, конечно, были бы выгодно, но что сказалъ бы на это нашъ исконно- русскій Олонецкій край, для котораго стальные рельсы Выборгскаго пути были бы смертельнымъ ударомъ, направивъ грузы всего нашего Сѣвернаго края, Бѣлаго моря и Поморья не такъ, какъ слѣ- дуетъ, не по адресу. Олонецкій край отъ такого удара не поправился бы никогда... Соборовъ въ Повѣнцѣ два: стэ,рый, временъ Бориса Годунова, обязанный своимъ возникновеніемъ въ 1600 году новгородскому купечеству и схимонаху Анѳиму, и новый. Оба собора деревянные, во имя Петра и Павла, и стоять рядомъ на самомъ берегу залива. Старый соборъ, ветхій, очень характеренъ своею малостью и грузною, шестигранною шатровою шапкой; колокольня его •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz