Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 409 — ботаническія и геодезическія свѣдѣнія, касающіяся этого края. Онежское озеро лежитъ на 276 фут. выше Бѣлаго моря и на 240 фут. выше Балтійскаго. Этою разницею уровня обоихъ морей очень хорошо объясняются постоянный теченія, существующія въ Зундѣ и Бельтахъ. Н а основаніи изслѣдованій каненныхъ породъ и флоры можно утверждать съ болыпимъ вѣроятіемъ, что когда-то, въ доисторическое время, Бѣлое море было соединено • съ Балтійскимъ, и наши оба болынія озера, Ладожское и Онежское, составляли съ ними одно цѣлое. Ледо­ витый океанъ и Балтійское море были тогда однимъ и тѣмъ же воднымъ пространствомъ, а на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь Зундъ и Бельты, высились скалы, и соединенія Балтійскаго моря съ Нѣмецкимъ не существовало. Проектируемый Бѣломорскій каналъ, который соединить то, что разру­ шено геологическимъ переворотомъ, одинъ изъ вопросовъ, стоящихъ на очереди. Въ 1882 году министръ путей сообщенія внесъ въ комитетъ мини- стровъ записку, которая была выслушана комитетомъ министровъ, вполнѣ согласившимся съ ея основаніями и съ необходимостью возможно скораго осуществлены проекта, и журналомъ 31-го августа всѣ обстоятельства этого дѣла доведены до свѣдѣнія государя императора, удостоившаго ихъ разсмотрѣ- ніемъ 11-го сентября. Устроится ли этотъ путь на средства казны, дано ли будетъ предпочтеніе акціонернымъ основаніямъ—дѣло второстепенное. Вѣрно то, что для нашего Сѣвера, для промысловъ Поморья, для лѣсныхъ и мине- ральныхъ богатствъ Олонецкаго края, для Етратегическихъ соображенш обще- государственнаго характера, возникновеніе давно ожидаемаго Бѣломорскаго канала болѣе чѣмъ желательно. Дѣло не въ томъ, что въ теченіе шести мѣся- цевъ будетъ онъ лежать подо льдомъ, дѣло—въ остальныхъ шести мѣсяцахъ. Если сѣверная природа въ шестинедѣльный срокъ поднимаетъ траву, даетъ цвѣтъ и производить сѣмя, то не будетъ ничего удивительнаго въ томъ, что и Бѣломорскій каналъ послѣдуетъ ея примѣру и въ короткій срокъ навигацш дастъ все то, чего отъ него ожидаютъ. Спорнымъ могъ бы быть вопросъ о томъ: не удобнѣе ли желѣзная дорога, хотя бы узкоколейная; но здѣсь суще­ ственными аргументами явятся лишняя перегрузка, громоздкій характеръ гру- зовъ—руда, хлѣбъ, лѣсъ, и большинство мнѣній склонится въ пользу канала. Сообщаютъ, что олонецкому губернатору изъ Финляндш былъ представленъ характерный проектъ о соединеніи желѣзною дорогою Выборга съ Кемью пря- мымъ нутемъ. Для Финляндіи это, конечно, были бы выгодно, но что сказалъ бы на это нашъ исконно- русскій Олонецкій край, для котораго стальные рельсы Выборгскаго пути были бы смертельнымъ ударомъ, направивъ грузы всего нашего Сѣвернаго края, Бѣлаго моря и Поморья не такъ, какъ слѣ- дуетъ, не по адресу. Олонецкій край отъ такого удара не поправился бы никогда... Соборовъ въ Повѣнцѣ два: стэ,рый, временъ Бориса Годунова, обязанный своимъ возникновеніемъ въ 1600 году новгородскому купечеству и схимонаху Анѳиму, и новый. Оба собора деревянные, во имя Петра и Павла, и стоять рядомъ на самомъ берегу залива. Старый соборъ, ветхій, очень характеренъ своею малостью и грузною, шестигранною шатровою шапкой; колокольня его •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz