Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 408 - здѣсь, но и обратно, товары и хлѣбъ, необходимые Поморью, потянулись бы каналомъ, идя изъ Петербурга. Если Петръ I перетащилъ по-суху два фре­ гата отъ Нюхчи до Повѣнца, то что же будетъ значить пройти каналомъ десяткамъ миноносокъ, со всякими торпедами, въ вѣчно открытое намъ Се­ верное море, если это будетъ нужно? Это стратегическое соображеніе—далеко не пустая фантазія. О прорытіи канала въ Олонецкихъ лѣсахъ, хотя и не для соединрнія съ Бѣлымъ моремъ, а для сплава лѣса, ходатайствовалъ еще купецъ Громовъ въ 1848 году. О соединеніи Повѣнца съ Сороками на Бѣломъ морѣ постоянно ходатайствовали губернаторы, земство, поморы, частные предприниматели; императоры Александръ. I, Николай I, Александръ II были расположены къ этой мысли, а канала все-таки нѣтъ. Геологическія изысканія произведены были очень тщательно Иностранцевымъ по такъ называемому пути соловецкихъ богомольцевъ, пути древнему, много разъ исхоженному. Богомольцы двигаются отъ Повѣнца вдоль Долгихъ озеръ; тутъ постоянно выступаютъ крупнозернистые красные гнейсы, т. е. кристаллическія породы, вслѣдъ за наноснымъ расти- тельнымъ слоемъ. Богомольцы двигаются по самому высокому мѣсту горъ на 430 футовъ надъ уровнемъ Бѣлаго моря и 168 футовъ надъ Матко-Озеромъ. По сторонамъ пути ихъ тянутся цѣлыя системы моховыхъ болотъ и озер- ковъ, лежащихъ одно выше другого, и между ними виднѣются опять-таки красные гнейсы, напоминающіе французскіе «бараньи лбы»; шрамовъ ледяного періода на нихъ незамѣтно; мѣстами попадаются наносы съ валунами, обра­ зующими иногда огромныя скопленія красяоватыхъ и сѣрыхъ гнейсовъ. По мнѣнію Иностранцева, обойти хребетъ Масельгу можно очень удобно. Изъ пороговъ самый значительный Ольховецъ, на рѣкѣ Телеішнской, падающей на протяженіи 44 верстъ на 116 футовъ. Самое большое озеро Выгъ лежитъ на пескахъ, почти безъ всякихъ обнаженш; на немъ острововъ «двумя больше чѣмъ въ году дней»; всѣ они состоять изъ наносовъ и имѣютъ то же напра- вленіе, что и Сельги. Дальнѣйшш путь богомольцевъ идетъ отъ деревни Койницы на деревню Варнихи, Чернымъ Волокомъ, то взбираясь на Сельги, то опускаясь къ мохо- вымъ болотамъ. Валуны попадаются до трехъ аршинъ длиною; самыя высокія точки пути лежать на 618 фут. надъ Бѣлымъ моремъ. Сумозеро тоже изоби- луетъ островами, арѣкаСума—порогами; у самаго Сумскаго посада тѣже валуны, пороги и тѣ же обнаженія красныхъ и сѣрыхъ гнейсовъ. Путь для устройства водной системы вполнѣ возможенъ; изысканія 1869, 1870 и 1874 годовъ доказали это. Проектированное направленіе слѣдующее: Повѣнецъ, Повѣнчанка, Узкое озеро, Водло-озеро, какъ раздѣльный пунктъ, Матко-озеро, рѣка и озеро Телекинскія, Выгъ-озеро, Выгъ-рѣка. Длина всего пути была бы 219 верстъ, причемъ каналы имѣли бы только 40 верстъ. Раз- дѣльное Водло-озеро поднимается надъ Онежскимъ на 31,5 сажени, надъ Бѣлымъ моремъ—на 51,72. Эти паденія предположено распредѣлить на пол­ сотню шлюзныхъ ісамеръ; техничесісихъ трудностей не предстоитъ никакихъ. Стои­ мость составила бы около 8.000.000 руб. Любопытны нѣкоторыя геологическія,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz