Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 37 — Череповецкій уѣздъ раскинулся по Шекснѣ на 160-ти-верстпомъ протяжения и лежптъ на полпутп между Рыбинскомъ и Бѣлозерскомъ. Издавна въ уѣздѣ множество семействъ занималось кузнечнымъ ремес-ломъ. Выдѣлка желѣза не была здѣсь настолько развита, какъ въ сосѣдней Устюжнѣ, и мѣстные ре­ месленники ограничивались только ковкою гвоздей, хотя и пмѣли крпчныя за- веденія. Кузницы по деревнямъ видны и до сего дня десятками; въ нихъ н понынѣ производится до 300.000 пудовъ въ годъ желѣзныхъ издѣлій. Крицы выдѣлываютъ крестьяне пзъ желѣзныхъ обточекъ и чешуи, за нудъ которыхъ они платятъ по 15—20 копѣекъ. Главное издѣліе—гвозди. Выдѣлка гвоздей играла здѣсь очень видную роль до самаго освобожденія крестьянъ; лѣсу тогда было еще много, заводская дѣятельность развивалась слабо и конкуренции не существовало. Лѣтъ сорокъ тому назадъ въ Череповцѣ насчитывалось всего 2.000 жи­ телей; капитала въ то время городъ пмѣлъ 6.000 руб. Въ описываемое время, при 6.000 жителей, городъ имѣетъ 30.000 рублей долгу, но зато въ немъ суще­ ствуете, во-первыхъ, городской банкъ съ основнымъ капитадомъ въ 78.000 руб., и пзъ чисгыхъ прибылей этого банка городъ получаетъ въ годъ отъ четырехъ до шести тысячъ рублей, т.-е. столько лее, сколько въ прежнее время онъ пмѣлъ- ' капитала. Во-вторыхъ, въ городѣ находится нѣсколько учебныхъ заведеній, въ числѣ которыхъ имѣется учительская семинарія, Александровское техническое училище, Маріинская женская гимназія и приготовительная школа. Прп устьѣ р. Ягорбы построены казармы; затѣмъ въ городѣ пмѣется Алексѣевскій сухой докъ, въ которомъ иогутъ вмѣститься 20 пароходовъ и одновременно съ ними 60 судовъ. Полсарная часть въ Череповцѣ устроена прекрасно. Однимъ изъ замѣчатедьнѣйшихъ учрежденій въ Череповцѣ необходимо признать созданное здѣсь братьями И. и В. Милютиными Александровское техническое училище, названное такъ въ честь въ Бозѣ почившаго Импе- })атора Александра I I I , бывшаго во время учреждения училища Наслѣдникомъ Цесаревичемъ. Братья Милютины, поддерживавшіе своими пароходами обширное судо­ ходство по Волгѣ, Шекснѣ и Маріипской системЬ п впервые примѣнпвшіе къ буксировкѣ паровую силу, блплсе другихъ понимали нужды своего дѣіа. Съ развитіемъ пароходства существованіе мѣстнаго механическаго п техни- ческаго заведеній стало настоятельною потребностью. Окрестное населеніе, не имѣя болѣе возмолсности пробавляться гвоздянымъ промысломъ п мелкимъ кричнымъ производствомъ, только п олсидадо того, чтобы переіітп отъ куз- нечнаго дѣла къ слесарному; но для всего этого былъ нулсенъ центръ, ка- кимъ и явилось, основанное но мысли и на средства бр. Милютиныхъ, Але­ ксандровское техническое училище, открытое въ 1869 году. Въ настоящее время училище настолько окрѣпло п развилось, что въ него поступаютъ уче­ ники не изъ одного только уѣзда, а пзъ семнадцати губернііі. Цѣль учи­ лища — подготовлять мастеровыхъ, машинистовъ п заводекпхъ чертежниковъ съ необходимымъ элементарнымъ общимъ и технпчеекпмъ образованіемъ. Путеіиествіе изъ Череповца далѣе по Шекснѣ, Послѣ осмотра города, про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz