Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 400 - Только-что сказано было о бесѣдѣ Петра I съ раскольниками Выгорѣціи. Эта Выгорѣція, слѣдовъ которой теперь не имѣется, находилась близехонько отъ оппсываемаго пути, и поэтому умѣстно будетъ припомнить въ общихъ чер- тахъ о ея существованіи. Въ 1677 году взять былъ царскими войсками Соло- вецкій монастырь, послѣ раскольничьяго мятежа монаховъ. Въ 1682 г. обна­ родованы такъ называемый двѣнадцать статей царевны Софьи—основныя поло- женія карательныхъ законовъ противъ раскольниковъ. Разселеніе раскольни- ковъ на сѣверъ, югъ, востокъ и западъ, до Сиріи, до центральной Азіи нача­ лось. Раскольникъ бѣжалъ въ пустыню; въ пѣснѣ его говорится о пустынѣ: Поставлю въ теб ь малую хнжу, Полезное въ неіі азъ увижу. Раскольникъ обращается къ пустынѣ такъ: П рекрасная ыатн пустыня, Лю безная моя дружина! П рнш елъ азъ тебя соглядатн. П отщпся мя воспріятп И буди мігѣ яко ыатн, О тъ смутпаго міра пріимп ыя, С ъ усердіемъ въ тя убѣгаю. Пойду по лѣсамъ, по болотамъ, Пойду по горамъ, по вершпнаыъ, Да гдѣ бы въ тебЬ водвориться. Знаменитое Даниловское пустынножительство возникло въ 1694 году на рѣкѣ Выгѣ, въ Повѣнецкомъ уѣздѣ. Первыми пришли сюда послѣ «сидѣнія» и разгрома соловецкіе старцы, и самыми замѣчательными между ними были Ипатій и Корнилій, особенно первый, образовавши! цѣлое поколѣніе расколь- пичыіхъ дѣятелей, каковы Даніилъ Викуловъ, въ честь котораго и самое обще- житіе названо Даниловскігаъ, и два брата Андрей и Семенъ Даниловы. Быстро размножался расколъ по нашему Сѣверѵ, въ различныхъ сектахъ самосожига­ телей, запащиванцевъ, морелыциковъ. Самымъ замѣчательнымъ изъ дѣятелей выгорѣцкаго раскола является Андрей Денисовъ, происходивши! отъ князей Мышецкихъ. Онъ прншелъ въ пустыню въ 1692 году, семнадцатплѣтнпмъ юношей, и не только съумѣлъ соединить разрозненныхъ выговскихъ поселен- цевъ и создать Даниловское общежитіе, говоритъ изслѣдователь Абрамовъ, «но и иревратилъ это ничтожное вначалѣ поселеніе въ большой торговый и про­ мышленный городъ-монастырь, и сдѣлалъ его центромъ безпоповщинской поло­ вины раскольничьяго міра». До сего дня разсказываютъ о постоянныхъ сно- шеніяхъ его съ князьями Мышецкими и другими именитыми особами Петер­ бурга и Москвы и о томъ, что для пзученія логики, философіи п богословія Андрей ходилъ въ Кіевъ къ Ѳеофану Прокоповичу. Опъ умеръ въ 1730 году, слѣдовательно въ лучшихъ годахъ своей жизни, и относился, несомнѣнно, къ явленіямъ народной жизни, наиболѣе выдающимся. Въ 1700 году на всѣхъ улицахъ и площадяхъ съ барабаннымъ боемъ ооъявлено было повелѣніе Петра I всѣмъ служилымъ и городскимъ людямъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz