Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 398 — Крутизны начались съ Пупокъ-Горы'и Сапожничьей, такъ что то и дѣло тор- мазили экипажи. Залитая яркимъ солнцемъ мѣстность была однообразно живо­ писна; благодаря тому, что путь проложенъ на гранитныхъ и гнейсовыхъ осно- ваніяхъ Олонецкихъ горъ, ныли было не особенно много. Сквозь густую зелень лѣса то и дѣло мелькали озерки и рѣчки. Олонецкія горы, такъ называемыя «Масельга», тянутся безсчетными параллельными кряжикамп, съ сѣверо-запада •къ юго-востоку, отъ Финляндіи къ Онежскому озеру, вьются, дробятся, пере- биваютъ другъ другу дорогу и выполняютъ собою весь этотъ угрюмый Сѣвер- ный край; того же направленія, и не уступая имъ въ числѣ, придерживаются и озера. Гдѣ не гора, не озеро, тамъ поросшее лѣсомъ болото и очень мало- полей. Дорога совсѣмъ своевольно вьется между ними и идетъ нерѣдко по самому гребню кряжа, весьма неширокаго, такъ что направо и налѣво— обрывы, а подъ ними— болото или озерко. На станціяхъ пмѣется, обыкновенно, только по четыре лошади; при самыхъ крутыхъ сгіускахъ были выставлены колья съ надписью: «тормазить»; это тѣмъ болѣе необходимо, что большинство ямщи- ковъ—не мѣстные, а прибывшіе издалека, даже изъ Вытегорскаго уѣзда. Ѣзда на быстрыхъ и сытыхъ лошадкахъ, послѣ долгаго странствія по морю, казалась очень пріятною. Скоро путь не замедлилъ слиться съ такъ на­ зываемою «Государевою дорогою», — съ путемъ Петра I, очень добросовѣстно- обслѣдованною г. Майновымъ, и вотъ вкратдѣ изложеніе его заключеній, освѣ- щающихъ одну изъ любопытнѣіішихъ и драгоцѣннѣйшпхъ страницъ исторіи Петра I. Выѣхавъ изъ Соловокъ 15-го августа 1702 года, на тринадцати кораб- ляхъ съ 4.000 войска, съ царевичемъ Алексѣемъ и свитою, Петръ прибылъ въ деревню Нюхчу 16-го августа. Отсюда ведѣлъ онъ флоту идти обратно въ Архангельскъ, а при себѣ оставилъ только два фрегата. Началось необычай­ ное! Оба военные фрегата были вытащены на берегъ, и потянуть ихъ царь за собою волокомъ на Повѣнецъ, на разстояніп 160 верстъ. Онъ шелъ къ Пуль-Озеру, къ рѣкѣ Выгу, на деревню Телѳкину, чрезъ рѣку Мурому и Мяг- козерскою, и употребилъ на это только десять дней. Путники ѣхали тѣми же мѣстами отъ Вожмосалмы начиная по проложенной дорОгѣ, со всѣнп удобствами, и иродѣлали указанный путь безъ малаго сутки. Не вѣрить пройденному Петромъ нельзя: сваи торчатъ на мѣстахъ; но вѣроятіе достигаешь крайнихъ предѣловъ, послѣ которыхъ начинается сказочное. Въ Нюхчѣ, на Вѣломъ морѣ, царя встрѣтило 5.000 народа, согнаннаго для работъ отовсюду. Часть ихъ пошла рубить дѣвственные тогда, лѣса, закла­ дывать топи, строить мосты; часть тащила фрегаты, гдѣ волокомъ, гдѣ водою, гдѣ на каткахъ. Самъ Петръ рубилъ лѣсъ и подставлялъ катки; выпьетъ, бы­ вало, анисовки и снова за работу. Н а одной рѣкѣ, очень бурной, нельзя было,, говорятъ, свайку вбить; царь самъ поѣхалъ, а за нимъ, конечно, и другіе, «Лиха бѣда— сказалъ Петръ—первому оленю въ гарь кинуться, остальные всѣ тамъ же будутъ». И дѣйствительно всѣ были тамъ! Первую мостовину царь клалъ всегда самъ, и при этомъ н боярина, и нЬмца и всѣхъ имѣвшихся на­ лицо работать заставлялъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz