Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
- 398 — Крутизны начались съ Пупокъ-Горы'и Сапожничьей, такъ что то и дѣло тор- мазили экипажи. Залитая яркимъ солнцемъ мѣстность была однообразно живо писна; благодаря тому, что путь проложенъ на гранитныхъ и гнейсовыхъ осно- ваніяхъ Олонецкихъ горъ, ныли было не особенно много. Сквозь густую зелень лѣса то и дѣло мелькали озерки и рѣчки. Олонецкія горы, такъ называемыя «Масельга», тянутся безсчетными параллельными кряжикамп, съ сѣверо-запада •къ юго-востоку, отъ Финляндіи къ Онежскому озеру, вьются, дробятся, пере- биваютъ другъ другу дорогу и выполняютъ собою весь этотъ угрюмый Сѣвер- ный край; того же направленія, и не уступая имъ въ числѣ, придерживаются и озера. Гдѣ не гора, не озеро, тамъ поросшее лѣсомъ болото и очень мало- полей. Дорога совсѣмъ своевольно вьется между ними и идетъ нерѣдко по самому гребню кряжа, весьма неширокаго, такъ что направо и налѣво— обрывы, а подъ ними— болото или озерко. На станціяхъ пмѣется, обыкновенно, только по четыре лошади; при самыхъ крутыхъ сгіускахъ были выставлены колья съ надписью: «тормазить»; это тѣмъ болѣе необходимо, что большинство ямщи- ковъ—не мѣстные, а прибывшіе издалека, даже изъ Вытегорскаго уѣзда. Ѣзда на быстрыхъ и сытыхъ лошадкахъ, послѣ долгаго странствія по морю, казалась очень пріятною. Скоро путь не замедлилъ слиться съ такъ на зываемою «Государевою дорогою», — съ путемъ Петра I, очень добросовѣстно- обслѣдованною г. Майновымъ, и вотъ вкратдѣ изложеніе его заключеній, освѣ- щающихъ одну изъ любопытнѣіішихъ и драгоцѣннѣйшпхъ страницъ исторіи Петра I. Выѣхавъ изъ Соловокъ 15-го августа 1702 года, на тринадцати кораб- ляхъ съ 4.000 войска, съ царевичемъ Алексѣемъ и свитою, Петръ прибылъ въ деревню Нюхчу 16-го августа. Отсюда ведѣлъ онъ флоту идти обратно въ Архангельскъ, а при себѣ оставилъ только два фрегата. Началось необычай ное! Оба военные фрегата были вытащены на берегъ, и потянуть ихъ царь за собою волокомъ на Повѣнецъ, на разстояніп 160 верстъ. Онъ шелъ къ Пуль-Озеру, къ рѣкѣ Выгу, на деревню Телѳкину, чрезъ рѣку Мурому и Мяг- козерскою, и употребилъ на это только десять дней. Путники ѣхали тѣми же мѣстами отъ Вожмосалмы начиная по проложенной дорОгѣ, со всѣнп удобствами, и иродѣлали указанный путь безъ малаго сутки. Не вѣрить пройденному Петромъ нельзя: сваи торчатъ на мѣстахъ; но вѣроятіе достигаешь крайнихъ предѣловъ, послѣ которыхъ начинается сказочное. Въ Нюхчѣ, на Вѣломъ морѣ, царя встрѣтило 5.000 народа, согнаннаго для работъ отовсюду. Часть ихъ пошла рубить дѣвственные тогда, лѣса, закла дывать топи, строить мосты; часть тащила фрегаты, гдѣ волокомъ, гдѣ водою, гдѣ на каткахъ. Самъ Петръ рубилъ лѣсъ и подставлялъ катки; выпьетъ, бы вало, анисовки и снова за работу. Н а одной рѣкѣ, очень бурной, нельзя было,, говорятъ, свайку вбить; царь самъ поѣхалъ, а за нимъ, конечно, и другіе, «Лиха бѣда— сказалъ Петръ—первому оленю въ гарь кинуться, остальные всѣ тамъ же будутъ». И дѣйствительно всѣ были тамъ! Первую мостовину царь клалъ всегда самъ, и при этомъ н боярина, и нЬмца и всѣхъ имѣвшихся на лицо работать заставлялъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz