Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
было тогда верстъ сорокъ. Смѣльчакъ-воробеіі, Богъ вѣсть почему занесшійся такъ далеко, опустился на палубу, видимо уставшііі, изнуренный; онъ, казалось, нисколько не пугался обрадованной его посѣщеніемъ команды, отдохнулъ съ полчаса и пустился въ обратный летъ, по направленно къ берегу. Къ полудню слѣдующаго дня, 27-го іюня, выяснился вправо отъ борта, первымъ пзъ группы знакомыхъ уже Соловецкнхъ острововъ, подлѣ которыхъ показался снова, Анзерскіи островъ, іі на немъ ярко отмѣчался надъ синевою моря б'Ьлый скитъ. Скоро, вслѣдъ за нимъ, преображенные полуденнымъ мира- жемъ, поднятые п плоско обрѣзанные но верхамъ, обозначились другіе Соло- вецкіе острова, и, наконецъ, на короткое время глянула вдали и сама обитель. Миразкъ удваивалъ и утраивалъ очертанія скаль, дѣлилъ острова на два п на три яруса, причемъ нижній слой составляли облака, а твердыя массы точно плыли выше ихъ въ голубомъ, совершенно чистомъ небѣ. Было 9° тепла, и вѣтеръ стоялъ южный. Около двухъ часовъ дня, опять-таки вправо, показался островъ Жужмуй и па немъ маякъ печальной памяти, на которомъ не очень давно жили. Люди, прпвезшіе припасы, нашлн весь личный составъ служившихъ мертвымъ. При чина смерти осталась до сихъ поръ невыясненною, но полагаютъ, что они угорѣли. По мѣрѣ движенія къ юго-востоку, въ самое остріе Онежскаго залива, обозначались все настончивѣе многіе острова, дробимые на части сильнѣйшимъ миражемъ, и берегъ матерой земли, къ котороіі судно, наконецъ, приближалось. Крейсеръ шелъ со скоростью тринадцати узловъ, но противъ него дѣйствовалъ отливъ со скоростью трехъ узловъ, такъ что въ сущности онъ совершалъ только десять узловъ. Къ восьми часамъ вечера, вправо отъ судна выплылъ изъ воды островъ Кіо, скалистый, лѣсистый, и на немъ монастырь, который пред стояло посѣтить завтра. Нѣсколько судовъ стояло по разнымъ сторонамъ на якорѣ; глубина тутъ — около тридцати футовъ. Рейдъ, на которомъ крейсеръ бросилъ якорь, въ 15-ти верстахъ отъ города Онеги, давнымъ-давно служилъ и служить предметомъ пререканіи между городомъ и компаніями лѣсного торга: городъ находить, что рейдъ то и дѣло засоряется балластомъ, кпдаемымъ въ воду съ судовъ, приходящихъ за лѣсомъ, и якорныя стоянки что ни годъ уда ляются отъ города. Вечеръ былъ удивительно прозрачный, при 18° теила; море разстилалось кругомъ, безусловно зеркальное, серебряное, скорѣе жемчужное, и цѣлыя группы скалистыхъ острововъ и недалекіе берега ясно обрисовывались по округЬ: тЬ, что находились поближе, вслѣдствіе какой-то странной игры свѣта, казались черными; тѣ, что отстояли дальше, заливались огнями спускавшагося солнца и ярко, ярко краснѣли. Вдали показался пароходъ «Онега», на который пересѣли путешественники п стали огибать Кіо-Островъ, оставляя его влѣво и направляясь такъ называемымъ новымъ фарватеромъ, обозначившимся только три года тому назадъ; до того здѣсь пользовались старымъ, пдущимъ съ другой стороны острова. Обогнувъ островъ почти по цѣлому кругу, начали втягиваться въ самую узкую часть залива; къ рѣкѣ, гдѣ-то вправо, доллсна была лежать знаменитая Нюхча, та, отъ которой пошелъ Петръ I къ Онежскому озеру; этотъ берегъ совершенно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz