Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
О старомъ времена нѣтъ бол be и помину, хотя и до сихъ поръ попа даются въ странѣ домницы п кричны я фабрики крестьянъ, выдѣлывающпхъ желѣзо, но «устюжане-кузнецы», «люди каменны», перевелись почти совер шенно. Повпдимоыу, въ значительной степени исчезла и мѣстная одежда. Когда, въ 1823 году, императоръ Александръ I проѣзжалъ Устюжну, онъ лично вы- разилъ городничему, что ему всего пріятнѣе было то: «что дѣти и жены не переодѣты въ другое какое-либо платье, а были только въ древней народной одеждѣ, которая тѣмъ болѣе его величеству пріятна». Чрезвычайно древнпмъ является въ Устюжнѣ такъ-называемое «Горо дище», находящееся около Дмптріевской церкви. Валы его круты, поросли травою и совершенно ясно опредѣляютъ древнія очертанія. Тутъ же, на «Стрѣлкѣ», происходили знаменитые кулачные бои, столь любимые древнею Русью. Можно себѣ представить, что это было за зрѣлище, когда выходили одпнъ на другого устюжане, «люди каменны». Шли одпнъ на другого одиночки, выходили п «стѣнка на стѣнку», п взгляды красавнцъ ободряли нхъ. Мѣсто это называется и теперь «Буй на Бую». Вѣроятно, въ Городпщѣ высилось въ былое время капище Купалы. Особенно старательно чествовали этого идола женщины. По- видимому, купанье и обливаніе водою входило въ его культъ, п до сихъ поръ въ вешнее заговѣнье, и въ понедѣльнпкъ Петрова поста здѣсь практикуются нѣкоторыо характерные обычаи. Съ пяти часовъ берега Мологи покрываются толпами народа; въ понедѣльнпкъ пмѣетъ мѣсто самое нелѣпоо и задорное: облпваніе водою на улицахъ. Тотъ же обычаи сохранился н въ Весьегонскѣ, только купанье происходить тамъ въ одномъ изъ омутовъ н кончается иногда печально: омута втягпваетъ въ себя купалыцпцъ. Н а темпомъ фонѣ невѣдомыхъ псторпческихъ днеіі, проносившихся надъ устгоженскою Стрѣлкою п Городніцемъ, чрезвычаііно ярко вырисовывается уже несомнѣнно историческій факта знаменито и обороны устюжанъ и бѣлозерцевъ отъ нашествія литвы и ноляковъ въ 160S году. Въ эти тяжкіе годы Россію терзали самозванцы, п оборона Устюжны прошла какъ бы незамѣченною и мало освѣіценною, вслѣдствіе того, что въ тѣ дни, какъ извѣстно, защищалась, какъ могла, вся Россія. Защита Устюжны касалась маленькаго, далекаго отъ многострадальноп Москвы города; кромѣ того, она совпала съ событіемъ большой важности—съ отравленіемъ Скоппна- Щупскаго. Ее, такъ сказать, замолчали. Все, что о ней пзвѣстно, сохранялось въ современной событію рукописи, и теперь существуетъ она только въ копіп; нодлиннпкъ, насколько нзвѣстно, долго хранился въ рукахъ купца Д. Сереб ренникова и гдѣ-то затерянъ. Замѣчательно, что когда указо.мъ царя Петра положено было начало собпранію русской псторіи и археологіи н новелѣно было представлять всѣ хранившіеся въ разныхъ мѣстахъ древнія рукописи п государственные акты, устюженскш соборныи протопопъ — на требованіе пхъ воеводою—жаловался на церковнаго старосту Серебренникова, что «указа цар- скаго не слушается, хартіп не выдаетъ». Вѣроятно, въ чнслѣ невыданныхъ старостою древностей была и подлинная рукопись о запщтѣ Устюжны. дошед шая до насъ въ копит, въ которой даты годовъ не подходятъ къ подлпннымъ К. К. Случевскій. „По Россін". 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz