Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 363 — новскаго лѣсопильнаго завода, находящаяся на рѣкѣ Мезени, отъ мѣста якорной стоянки «Забіяки» было пятнадцать верстъ; до города—сорокъ. Прибытія крейсера ожидали здѣсь два паровыя судна: «Баканъ», старый знакоыецъ, назначенный для доставленія путешественнпковъ, если возможно, въ рѣку Мезень, и пароходъ Русановскаго завода «Мезень», сидящій очеіь мелко, только четыре фута, и долженствовавшій вести ихъ дальше, если можно, къ самому городу. Такъ какъ погода установилась хорошая, и заводскій наро- ходъ, одинъ изъ самыхъ старыхъ, съ постукивающею машиною, вздрагивающими колесами и значительно искривленною палубою, могъ одинъ исполнить эту службу, то и рѣшено было пересѣсть прямо на него для того, чтобы избѣгнуть второй пересадки. Когда крейсеръ бросилъ якорь, на носу его подняли неболь­ шой флагъ, извѣстный подъ именемъ «попса». Флагъ этотъ, выставляемый на носу судна по опусканіи якоря и означающій, что судно, лишенное возможности двигаться, совершенно беззащитно, и что его должны обходить всѣ суда,— имѣетъ на себѣ англійскіе цвѣта; говорятъ, будто причина этого историческая и сохра­ няется какъ воспомпнаніе союза Петра I съ Англіею противъ шведовъ. Старушка «Мезень», постукивая и побрякивая всѣмъ своимъ стародав- нимъ механизмомъ, отвалила отъ «Забіяки» ровно въ пять часовъ пополудни, съ тѣмъ разсчетомъ, чтобы войти въ рѣку Мезень въ самую полную воду и сократить, насколько возможно, дальнѣйшіи переѣздъ ііъ городу въ лодкахъ. Много было говорено о томъ, что, если гдѣ, то—именно въ Мезени, съѣздъ на берегъ находится въ полнѣйшей, такъ сказать, моментальной зависимости отъ прилива, достигающаго здѣсь огромной—двадцати-двухъ-футовой вышины. Какъ извѣстно, уѣзды: Кемекій, Кольскій и Мезенскій, пользуются по правамъ службы чиновниковъ особыми льготами; Мезенскому уѣзду предоста­ влялись также особыя льготы для обмѣна асспгнацій старыхъ образцовъ, какъ это было еще въ 1848 году; какъ почти самый сѣверо-восточный городъ Евро­ пейской Россіи, Мезень, которую предстояло осмотрѣть, до 1885 года, когда городъ этотъ посѣтилъ Великій Князь Владпміръ Александровичъ, никогда не видала никого, не только изъ Особъ Царствующаго Дома, но даже гражданскихъ и военныхъ начальствующихъ лпцъ въ губерніи, за рѣдкими исключениями. Такъ труденъ къ нему достуиъ. Въ полутора верстахъ отъ него начинается тундра, пзвѣстная иодъ характернымъ названіемъ «Адъ» и идущая въ безісо- нечность; почта не приходить иногда по четыре мѣсяца въ году. Къ Мезенскому уѣзду относятся—шутка сказать!—весь Запечорскш край п вся Новая Земля съ островами Калгуевымъ и Вайгачемъ. Это ни больше, ни меньше какъ 372.108 квадратныхъ верстъ! Мезенскш уѣздъ очень характеренъ. Въ немъ три стана. Въ составъ пер- ваго входятъ десять волостей и тундры Канинская и Тиманская, съ населеніемъ около 18.000 человѣкъ. Второй и третій станы составляютъ такъ называемый Запечорскій край, состоящій изъ шести волостей; къ нему принадлежитъ Боль- шеземельская самоѣдская тундра; въ этомъ краѣ около 23.000 человѣкъ, изъ нихъ самоѣдовъ 4.298. Населеяіе уѣзда составляютъ: великоруссы по рѣкѣ Мезени и частью по рѣкѣ Печорѣ, зыряне—четыре волости и самоѣды, кочую-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz