Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 337 ■— нужно, то подходятъ ли гавань Іоканская или Екатерининская, или какая- либо третья? Все это—вопросы большой важности, и для такой первостепенной державы, какъ Россія, запертой Дарданеллами и Зундомъ, едва ли не жиз- яенные. Наше сѣверное Поморье, этотъ существенно важный для насъ край, остается какъ-то внѣ всякихъ соображение и о немъ вспоминаютъ только урывками, случайно. Во всякомъ случаѣ и что бы тамъ ни говорили, слѣ- дуетъ выяснить разъ и навсегда, стоить лп наше сѣверное побережье чего- либо въ отношеніи общаго хозяйства Россіи, стоить ли оно чего-либо само по себѣ? Если не стоить, такъ и будемъ знать на будущее время, и пожалѣемъ о томъ, что край этотъ совершенно напрасно вызлалъ цѣлую литературу вся- кнхъ ученыхъ трудовъ и беллетристическпхъ описаніи. Если же онъ стоить чего-либо, то слѣдуетъ безостановочно, не теряя времени, опредѣлить его зпаченіе, его средства и начать дѣйствовать немедленно въ избранномъ направленіи. Одно изъ существенныхъ условій неправильной организаціи здѣшней жизни состоптъ въ совершенномъ почти отсутствш какого-либо почтоваго или теле- графнаго соедипенія. Въ настоящее время (1895 г.) состоялось уже правитель­ ственное распоряженіе о соедгіненіи Мурыаяа съ внутреннею Россіею телеграф­ ною липіею; это чувствуется на каждомъ шагу. Въ особенности необходимо упо- рядоченіе пароходныхъ сообщеніи. «Мурманское общество пароходства» имѣетъ четыре парохода; пзъ нихъ два— «Кемь» и «Онега»—назначены для Бѣлаго моря, два—«Архангельскъ» п «Чижовъ»—для Мурманскаго берега и Новой Земли. За все лѣто обязаны они сдѣлать только 11 рейсовъ, да кромѣ того два рейса на Новую Землю. За точное исполненіе этихъ рейсовъ компанія по- лучаетъ отъ казны 55.000 руб. субсндпг, такъ что за каждый рейсъ по Бѣ- лому морю ей приходится по 2.500 рублей. Въ пути довелось не однажды слышать жалобы на это общество, на то, что пароходы его то и дѣло минують попутныя становища. Г. Кушелевъ называетъ этп репсы не «срочными», а «безерочными», и говорить, что бываютъ двухнедѣльныя, и болѣе, опаздыванія пароходовъ. Безсрочность сообщеній—это гангрена всякаго торговаго и промышлен- наго дѣла. Не говоря уже о Мурманѣ, не угодно ли кому-либо отважиться на путешествіе по Сухонѣ п по Сѣверной Двинѣ, т.-е. на тотъ именно путь, ко­ торый выше описанъ. Для сообщеній по Двинѣ существуютъ три компаніи. Характерно то, что, упоминая о нихъ, приходится дѣлать это съ оговоркою: «если не ошибаемся». Эта оговорка свидѣтельствуетъ лучше всего о томъ, какъ мало свѣта и опредѣленности существуетъ въ этомъ дѣлѣ; если при доб- ромъ желанін, при сравнгпельномъ удобствѣ собрать нужный свѣдѣнія, собрать пхъ все-таки было трудно, то что же должны дѣлать тѣ, а пхъ-то именно и слѣдовало бы имѣть въ виду, кому эти свѣдѣнія необходимы? Никакихъ почти объявленпг. никакихъ точно обозпаченныхъ центровъ, спрятанный гдѣ-то кон­ торы, почти безо всякихъ сношеній съ Москвою н Петербургомъ, полнѣйшая трудность получить какія-либо нужныя торговому человѣку справки! Все здѣсь пока дремлетъ п свпдѣтельствуетъ о своей жизни только временными про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz