Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 30 - б ъ Боровпчахъ народными праздниками. Наша церковь, какъ извѣстно, гово­ рить одннъ пзъ изслѣдователей старины, празднуетъ Параскеву 28 октября; но почему только въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Россіп посвящены ей особые дни, почему именно пятнпцы въ маѣ, іюнѣ и іюлѣ и почему въ чествованіи особенно усердны женщины,— это остается неразгаданнымъ п должно имѣть свою связь съ языче- ствомъ. Были, вѣроятно, какія-лпбо языческія ликованія со стороны женщпнъ, плп онѣ чествовали этотъ праздникъ отдѣльно отъ мужчинъ. Въ Четьи-Ми- неяхъ о св. Владимірѣ говорится, что «мужья ликовали дома, а лсены въ по- ляхъ»; Карамзпнъ опредѣляетъ время празднованія Ладо мелсду 25 мая и 25 іюня, т. е. именно въ тѣ сроки, которые соотвѣтствуютъ боровичскому по- чнтанію пятницъ. При окончательномъ утверлсденіи христіанства Параскева вытѣснила празднованіе Ладо, но въ боровичскихъ пѣсняхъ это языческое имя встрѣ- чается часто. Тотъ же мотнвъ слышится и въ народной пословицѣ: «Пятница- Прасковея, пошли жениха поскорѣе». Въ одной изъ пѣсенъ поется: «Охъ, пы Ждан и мои, «Вы Сушаии мои; «А ты, Волгино село, «Ты пристанищс мое. Къ сѣверу отъ Боровичей до сихъ поръ существуютъ всѣ три селенія, о которыхъ говорится въ этой пѣснѣ. Мѣстные крестьяне передаютъ, будто на Жданяхъ бѣсъ сралсался нѣкогда съ Георгіемъ ІІобѣдоносцемъ, именно тамъ, гдѣ послѣднему на берегу Меты поставлена часовня; Георгій побѣдилъ діавола, пзеушплъ его (Сушенп), и онъ, изеушенный, переселился въ Волгино. Объ- яснрніе словамъ пѣсни можетъ быть дано такое, что языческій идолъ, стоявшій на холмѣ у Жданей, послѣ сверженія, былъ подхваченъ водой и занесенъ внизъ въ село Волгино. Извѣстно, что, четыре года спустя послѣ крещенія Владпмірова, посланъ былъ въ эти мѣста Гоакпмъ, и онъ «требпща разори и Перуна посѣче». Но какъ лее древни доллены быть эти скромныя три села, до сихъ поръ существующая! На пространств!; не болѣе двадцати верстъ около Боровичей находится до двадцати чрезвычайно древнихъ погостовъ, съ древними лее хра­ мами. Вообще моліно сказать, что этотъ скромный, маленькій уголокъ обширной Россіп представляетъ неисчерпаемый матеріалъ для любителей и изслѣдовате- лей родной старины. Главная святыня Боровичей — Гвятодуховъ монастырь, основанъ, какъ полагаютъ, около 1327 года. Монастырь былъ много разъ «сясенъ, воеванъ отъ нѣмецкпхъ людей и отъ русскихъ воровъ». Онъ получаетъ отъ казны ежегодно 85 рублей 71 копейку «милостынной дачи». Къ Святодуховскому монастырю на Пасху 1452 года приплыли на льдинахъ мощи св. Іакова; въ 1657 году пхъ перевезли въ Иверскую обитель, гдѣ онѣ и почиваютъ. Изображеніе св. юноши па пконахъ рѣзко выдѣляется въ ряду другихъ, представляющихъ, большею частью, бородатыхъ старцевъ, ветхихъ деньми и исиещренныхъ морщинами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz