Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 30 - б ъ Боровпчахъ народными праздниками. Наша церковь, какъ извѣстно, гово рить одннъ пзъ изслѣдователей старины, празднуетъ Параскеву 28 октября; но почему только въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Россіп посвящены ей особые дни, почему именно пятнпцы въ маѣ, іюнѣ и іюлѣ и почему въ чествованіи особенно усердны женщины,— это остается неразгаданнымъ п должно имѣть свою связь съ языче- ствомъ. Были, вѣроятно, какія-лпбо языческія ликованія со стороны женщпнъ, плп онѣ чествовали этотъ праздникъ отдѣльно отъ мужчинъ. Въ Четьи-Ми- неяхъ о св. Владимірѣ говорится, что «мужья ликовали дома, а лсены въ по- ляхъ»; Карамзпнъ опредѣляетъ время празднованія Ладо мелсду 25 мая и 25 іюня, т. е. именно въ тѣ сроки, которые соотвѣтствуютъ боровичскому по- чнтанію пятницъ. При окончательномъ утверлсденіи христіанства Параскева вытѣснила празднованіе Ладо, но въ боровичскихъ пѣсняхъ это языческое имя встрѣ- чается часто. Тотъ же мотнвъ слышится и въ народной пословицѣ: «Пятница- Прасковея, пошли жениха поскорѣе». Въ одной изъ пѣсенъ поется: «Охъ, пы Ждан и мои, «Вы Сушаии мои; «А ты, Волгино село, «Ты пристанищс мое. Къ сѣверу отъ Боровичей до сихъ поръ существуютъ всѣ три селенія, о которыхъ говорится въ этой пѣснѣ. Мѣстные крестьяне передаютъ, будто на Жданяхъ бѣсъ сралсался нѣкогда съ Георгіемъ ІІобѣдоносцемъ, именно тамъ, гдѣ послѣднему на берегу Меты поставлена часовня; Георгій побѣдилъ діавола, пзеушплъ его (Сушенп), и онъ, изеушенный, переселился въ Волгино. Объ- яснрніе словамъ пѣсни можетъ быть дано такое, что языческій идолъ, стоявшій на холмѣ у Жданей, послѣ сверженія, былъ подхваченъ водой и занесенъ внизъ въ село Волгино. Извѣстно, что, четыре года спустя послѣ крещенія Владпмірова, посланъ былъ въ эти мѣста Гоакпмъ, и онъ «требпща разори и Перуна посѣче». Но какъ лее древни доллены быть эти скромныя три села, до сихъ поръ существующая! На пространств!; не болѣе двадцати верстъ около Боровичей находится до двадцати чрезвычайно древнихъ погостовъ, съ древними лее хра мами. Вообще моліно сказать, что этотъ скромный, маленькій уголокъ обширной Россіп представляетъ неисчерпаемый матеріалъ для любителей и изслѣдовате- лей родной старины. Главная святыня Боровичей — Гвятодуховъ монастырь, основанъ, какъ полагаютъ, около 1327 года. Монастырь былъ много разъ «сясенъ, воеванъ отъ нѣмецкпхъ людей и отъ русскихъ воровъ». Онъ получаетъ отъ казны ежегодно 85 рублей 71 копейку «милостынной дачи». Къ Святодуховскому монастырю на Пасху 1452 года приплыли на льдинахъ мощи св. Іакова; въ 1657 году пхъ перевезли въ Иверскую обитель, гдѣ онѣ и почиваютъ. Изображеніе св. юноши па пконахъ рѣзко выдѣляется въ ряду другихъ, представляющихъ, большею частью, бородатыхъ старцевъ, ветхихъ деньми и исиещренныхъ морщинами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz