Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
Пѣсня сообщала очень своеобразное прпглашеню- Сорви мушечку съ меня, Наложи ты па себя, и т. д. А представителями этихъ ыплыхъ друзкковъ, срывающихъ ыушечкп, яв лялись возрастные старики, давно выслулшвшіе всякіе пенсіоны, и дѣти, нп- каішхъ правъ ни на какіе пенсіоиы не имѣвшія. Все мужское васеленіе на ходилось въ ыорѣ за дѣломъ, за трудомъ. Пляска—пляской, а разспросы—разспросами. Много сообщено было ліобо- пытныхъ ыѣстныхъ свѣдѣній о Колѣ и ея знач«ніи для всего сѣвернаго побе режья. Не мало было говорено объ оленеводствѣ, какъ объ одной изъ глав- нѣіішпхъ отраслей мѣстнаго хозяйства; многотысячныя стада оленей узке ото шли въ былое, а бѣлаго моха, ягеля, нузкнаго для ихъ прокорыленія, растетъ столько же, если не больше. И тутъ опять, какъ при многихъ случаяхъ, чер ный прпзракъ чернаго норвезкекаго рома побѣзкдаетъ слабаго лопаря: лопарь гіьетъ не въ мѣру, теряетъ способность сообразительности, п случается, что олень уступается чуть ли не за стаканъ одуряющаго питья. Вѣтсръ тѣыъ временемъ крѣпчалъ очень быстро и по^уяъ прямо съ сѣ- вера. Отъ крейсера сюда путешественники ѣхали полтора часа; теперь про- тивъ вѣтра, иногда усиливавшагося до шкваловъ, они долзкпы были пройти гораздо больше. Паровой катеръ и вельботъ нырялп въ брызгахъ, но волнамъ, настолько сильно, что, ко времени прибытія на пароходъ, всѣ бьтли мокры съ головы до ногъ и великое наслажденіе доставило путникамъ—осушиться. Было около пяти часовъ пополудни, когда раздались обычныя предъ сня- тіемъ съ якоря команды. Началось съ подъема катера и вельбота; «Тали за ложить! Слабину выбрать! Пошелъ талп! Стопъ тали! Стопора полозкпть! Талп травить! Брось талп! Талп убрать»! и оба маленькія суденышка, прпвезшія иассазкпровъ изъ Кольг, были узке на пароходѣ и прибинтованы къ нему са- мымъ прочнымъ образомъ; паровая машина катера поднята была отдѣльно. За- тѣмъ, слѣдовалн обычные: «Канатъ на шпиль! Пошелъ шппль! Всталъ якорь! Чистъ якорь! Закладывать катъ! Травить канатъ! Пошелъ катъ! ■Фшпъ зало- зкпть! Пошелъ фшпъ»! Съ этими послѣдними словами судно освобозісдается отъ привязей и якоря и мозкетъ двинуться въ путь. На этотъ разъ предстоялъ очень длинный пере- ходъ. Такъ какъ путь къ Новой Землѣ былъ узке закрыть окончательно, то рѣшено было посѣтпть городъ Мезень, не входпшшй прежде въ общій марш рута путешествія. Была любопытна Кола, но и Мезень не ыенѣе ея. Пред стояло пройти вновь вдоль всего Мурмана, перерѣзать Бѣлое море поперекъ н очутиться сразу въ самомъ восточномъ, самомъ отдаленномъ изо всѣхъ его за- ЛІІВОВЪ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz