Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
- 340 — По словамъ вице - адмирала Реинеке, сюда заходило столько акулъ, что про мышленники молились объ пзбавленш ихъ отъ этихъ чудовиіцъ. Акулъ бывало такъ много, что ихъ по зароку не ловили вовсе; но когда принялись за пихт, {.■нова, то промышленники въ одну ночь заработывалн по 25 руб.; «страхъ забпралъ глядѣть, говорили они, какъ потянутъ двухсаженную рыбу, а дрѵгія, окружпвъ шняку, десятками высматриваютъ изъ воды, чернѣясь на ея освѣ- щенной огнемъ поверхности своими чудовищными спинами». Въ прежнш вре мена, за недостаткомъ стеколъ, пзъ кожи акулъ дѣлали «окончины». Заходятъ въ Кольскую губу и киты. Г. Кушелевъ очень занимательно оігасываетъ ма родерство норвежскихъ китобопныхъ пароходовъ въ нашпхъ заливахъ и бух- тахъ. По десяти и болѣе пароходовъ вторгались въ залпвъ вслѣдъ за китами: «подводные частые взрывы какъ попавшихъ въ китовъ ядеръ, такъ и ударяю щихся въ морское дно; рѣзкіп свпстъ пара; шумный плесканія нздыхающихъ китовъ, до пѣны взбпвающпхъ могучими хвостами и плавниками неглубокія воды маленькой бухты; грохотъ п лязганье цѣпей и якорей; визгъ быстро вы- бираемыхъ талей; крики п возгласы команды; хршглыя командный выкрикива- нія шкиперовъ; глухой гулъ морского прибоя; гудѣніе и свистъ вѣтра въ сна- стяхъ». А на берегу? что дѣлается въ это время на берегу? Киты вошли въ бухту вслѣдъ за мойвою; мойва исчезаетъ; промышленники наши остаются безъ наживки, и •неудивительны непстовыя прпчитанія нашнхъ мойвеныхъ артелей, предъ глазами которыхъ совершается все описанное... Кола, какъ центръ нашего китобойнаго промысла, была намѣчена дав- нымъ-давно. Въ 3723 году пноземецъ Гарцинъ представилъ Петру I проектъ учрежденія китоловной компанш, и тогда же велѣно было построить для этой цЬли въ Архангельск!} три или четыре корабля и отправить ихъ въ главный ипераціонный пунктъ — Колу. Корабли строплъ Баженинъ, и одинъ изъ нихъ назывался «Вальфишъ». Въ 1803 году, по ходатайству министра коммершп графа Румянцева, была учреждена «Бѣлоиорская компанія» для сельдяныхъ н китоловныхъ промысловъ; складочнымъ мѣстомъ назначена опять-такп Кола; стоянкой для судовъ—Екатерининская гавань. Въ 1813 году эта компанія пре кратила свою дѣятельность. Изъ краткаго очерка прошлаго Кольт видно, насколько городокъ этотъ представлялъ интереса. Паровой катеръ и вельботъ на его букспрѣ, везшіе пу- тешественниковъ, не могли подойти къ пристани, устроенной на рѣкѣ Туломѣ, шаговъ на сто разстоянія; тутъ поставленъ былъ на якорь баркасъ, за который придержались. Между баркасомъ и берегомъ Тулома бѣжала очень быстро по мелкому каменистому ложу; пришлось пересѣсть па маленькія лодочки и пере плыть черезъ стремнину, не менѣе быструю, чѣмъ въ Кеми, но не порожистую. Путешественники вышли на берегъ и направились къ церкви, иѣшкомъ, ко нечно, потому что и тутъ лошадей въ заводѣ нѣтъ. Солнце блистало во всю, и небо было глубоко лазурно; сине-зеленая бухта, такая же рѣка, кружная па норама горъ, уходившпхъ вдаль долиною Туломы, были въ полноиъ смыслѣ слова роскошны. Толпа женщпнъ въ праздничныхъ нарядахъ. состоявшихъ изъ пестрѣйшпхъ одѣяній и златотканныхъ сарафановъ, кокошниковъ и кацавеекъ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz