Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 335 - котораго была построена «Діана», «есть какъ губка»; что на двухъ фрегатахъ не хватаетъ 48 пушекъ, а вообще нѣтъ пороху, нѣтъ мундировъ и люди по восьми мѣсяцевъ жалованья не получали. Такъ рапортовалъ Брендаль посы­ лавшей его въ Балтику адмиралтействъ-коллегіи. Въ 1744 году изъ Екатери­ нинской гавани ушли—и на этотъ разъ, чтобы болѣе не возвращаться—наши послѣдніе три военныхъ корабля. ' Выше сообщалось уже о тѣхъ печаляхъ поморовъ, которыя были повѣ- даны ими по поводу уступки Ііорвегіи нѣсколышхъ лучшихъ незамерзающихъ гаваней. Но что съ возу упало, то пропало,—надо беречь остальное. Арская губа не замерзаетъ никогда; Териберка — не совсѣмъ; Еретики сковываются льдомъ недѣли на двѣ; Екатерининская гавань это—то мѣсто, изъ котораго про­ мысловый пароходъ, прозимовавъ, можетъ направиться къ Новой Землѣ уже въ ыартѣ мѣсяцѣ и помѣшать норвежцамъ снимать богатая сливки съ нашихъ моржевыхъ промысловъ. Кромѣ перечпсленныхъ удобныхъ для промысловъ мѣстностей, имѣется цѣлый рядъ другихъ, не мен'Ье, если не болѣе удобныхъ: губы Зеленецісая, Шелышнская, Харловка, Семь Острововъ, Лица. По обширности, безопасности и удобству лучше прочихъ бухтъ считаются Екатерининская и Зеленецкая. Вопросъ о спокойныхъ стоянкахъ на нашемъ сѣверномъ побережьи — вопросъ очень важный и давно уже вызывалъ всякія изысканія и соображенія. Въ вопросѣ этомъ собственно двѣ стороны: одна—промысловая, другая—воен­ ная; для той и другой совсѣмъ разныя требованія; но чтобы наше сѣверное Поморье оставалось такпмъ беззащитнымъ, какъ въ настоящую минуту, это нежелательно и невѣроятно. Когда рельсы соединятъ Волгу съ Сѣверною Дви­ ною, что должно, какъ извѣстно, совершиться въ близкомъ будущемъ, тогда значительная часть ірузовъ направится не къ Петербургу, а къ сѣверному по­ бережью при новыхъ условіяхъ,—неужели же только старички «Баканъ» да «Полярная Звѣзда» будутъ. поирежнему, представительствовать здѣсь отъ имени нашего флота, а остатки земляныхъ валовъ, поднятыхъ противъ англичанъ въ 1854 году руками горожанъ п монаховъ въ Онегѣ, Колѣ, Кеми и Соловецкомт. монастырѣ, примутъ на себя обязанность внушать людямъ почтеніе къ нашей береговой оборонѣ? Это немыслимо. О промысловыхъ гаваняхъ на Мурманѣ у насъ, отъ поры до времени, за послѣдше годы подумывали. Еще въ 1871 году при Министерств'! Финансовъ была образована особая комиссія для разсмотрѣнія въ этомъ отношеніи различ- ныхъ предположеній. Отъ этой комиссіи, нашедшей необходимымъ устройство хорошаго порта, была отправлена на Мурманъ подкомпссія, рѣшено было задаться мыслью устройства порта свободнаго ото льда, лежащаго приблизи­ тельно на полпути отъ Ііорвегіи къ Архангельску, въ которомъ могли бы быть поставлены всякіе склады, начиная отъ угольныхъ. Такою гаванью предполо­ жена была комиссіею губа Могильная, находящаяся на южной части острова Кильдина, въ которой съ устройствомъ мола получилась бы прекрасная стоянка въ 12 или 14 верстъ въ окружности. Тутъ, въ защитѣ отъ всякаго вѣтра, под­ ходя къ берегамъ вплотную, суда могли бы запасаться всѣмъ необходимымъ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz