Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 320 — пшнъ въ обхватѣ. ГІепзвѣстно даже, сколькихъ дѣтснышеіі рождаетъ кнтъ, и образъ жизни его относится къ саыымъ неопредѣленнымъ, необслѣдованныыъ областямъ зоологіи. Боіі китовъ, какъ промыселъ на нашеыъ Мурманѣ, существуетъ болѣе двадцати лѣтъ; но. до послѣдняго времени хозяйничали больше норвежцы, взяв- шіе у насъ, на памяти мѣстныхъ жителей, около 300 китовъ. Фойнъ, осно- иавъ въ Вадсэ, въ Ііорвегіп, жиротопенпый заводъ, имѣлъ сначала одинъ, а потоыъ три кптобойныхъ парохода. Въ настоящее время въ Норвегіп 17 ком- паній съ 34 пароходами, и съ 1872 по 1883 годъ, но свЬдѣніямъ профессора Гримма, убито ими 1.536 китовъ. Количество уоптыхъ китовъ до послѣдняго времени постоянно возрастало; если оно понизилось теперь, то едва ли вслѣд- ствіе уменьшенія количества китовъ, а скорѣе—вслѣдствіе уменыпепія спроса на продукты промысла, на спермацетъ и китовыіі жиръ, такъ какъ пмъ обо- пмъ перебила дорогу нефть и ея продукты. Вѣдь точно такъ лее уменьшился спросъ н на другой продуктъ поморсіаіхъ нромыеловъ: морл;евое сало, нахо дившее въ прошломъ столѣтіп сбыть въ колпчествѣ до 70.000 пудовъ, а съ на чала нынѣшняго вѣка требованіе не превышаетъ 12.000 пудовъ елсегодио. Въ Амернкѣ китобойный промыселъ существуетъ съ 1712 года; съ 1807 по 1845 годъ число кптобойныхъ судовъ увеличилось съ 15 до 257; до начала шестидесятыхъ годовъ промыселъ по интенсивности своей остается тамъ почти нсизмѣннымъ. Считая на каждое китобойное судно среднее число бочекъ кп- товаго жира, добытаго имъ, приходится: съ 1817 по 1856 годъ отъ 1.192 до 1.560 бочекъ; съ 1857 по 1866 годъ оно падаетъ на 30°/о, а съ 1837 по 1877 годъ— на цѣлыхъ 50°/о. Намъ, русскимъ, остается только радоваться этому уменьшение американской энергіи, такъ какъ значительная часть ііобошцъ производится ими въ нашихъ водахъ Берингова и Охотскаго моря. Говорятъ, будто количество китовъ тамъ невѣроятно велико и ихъ до пяти вицовъ, на чиная съ крупнѣйшихъ; говорятъ, будто, запираемые льдинами въ Охотскомъ морѣ, они могутъ быть убиваемы на выборъ. Кромѣ амерпканцевъ, орудуютъ на нашемъ Востокѣ англичане н китайцы, такъ что въ отношении числа на циональностей наши берега Тнхаго океана болѣе гостепріимны, чѣмъ берега Мурмана, оказывающіе гостеиріимство однимъ только норволщамъ. Внрочемъ, Охотское море такъ далеко! Но Мурманъ близко н подумать есть о чемъ. Нѣтъ сомнѣнія въ томъ, что наши поморскіе промыслы вообще иадаютъ. Теперь какъ-то мало слышно, чтобы русскіе промышл('нпикп ходили на Шпиц бергену къ Медвѣжьему, на Новую Землю. О томъ, что они прежде бывали тамъ, свндЬтельствуютъ предаиія п кресты или такъ называемый «кекуры», или «гуріи»— пирамидки, слолсенныя пзъ камней и гласящія о прежнпхъ но- сѣщеніяхъ. Значеніе нашпхъ промысловъ очень правильно п очень ясно ио- нималъ ІІетръ Великій. Удивительно, право, какъ это всегда во всемъ и вездЬ встрѣчаешься съ этпмъ колоссальнымъ именемъ?! Въ 1725 году Петръ по- строплъ три китоловныхъ корабля, и они ходили къ Шпицбергену. Екатерина I I назначила далее для осѣдлостп китолововъ спеціальнуго бухту, которая и по- нынѣ называется Екатерининскою. Послѣдній китоловный корабль былъ по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz