Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 296 — для измѣненія еанитарныхъ условій жизни покрутанка къ лучшему *). Доста­ точно только напомнить здѣсь о нѣкоторомъ, уже состоявшемся, урегулированіи медицинской помощи, въ чемъ главнымъ дѣятелемъ является архангельское общество Краснаго Креста; нельзя также не отмѣтить и другой фактъ огром­ ной важности, принадлежащей всецѣло почину Правительства, блпжайшимъ образомъ со стороны бывшаго Министерства Государственныхъ Имуществъ. Весь мракъ картины, только-что обрисованной, ложится на простого рабочаго, на покручника: свѣтовые проблески оставались на сторонѣ хозяина. Мало что помѣшаетъ теперь работнику-покручнпку преобразиться въ хозяина: въ 1883 году распространенъ льготный отпускъ лѣса для постройки судовъ всѣмъ жителямъ Архангельской губерніи. Это распоряженіе имѣетъ величайшее значеніе для края; оно уже облегчено нѣкоторымъ кредитомъ, и, такимъ образомъ, судьбы помо­ ровъ преобразились въ послѣднее время во многомъ. Преобразиться покручнику- работнпку въ хозяина тѣмъ легче, что искони вѣковъ весь поморпкій промы- селъ строится и держится на артельномъ началѣ. Артель у поморовъ имѣетъ такое лее историческое, стпхійное значеніе, какъ земельная община въ земле- дѣльческой Россіи, и недостаетъ еще очень немногихъ правнтельственныхъ распоряженій, чтобы значительно осчастливить этотъ славный, смѣлый, рабо- тящій народъ. Что касается возможнаго облегченія мартовскаго пути на Мурманъ нашихъ промышленниковъ, то на первое время можно было бы устроить только три постоялыхъ двора: одинъ—между Кандалакшей и Растъ-Наволокомъ, другой— въ Растъ-Наволокѣ, третііі — между нимъ и Колою. Это стоило бы недорого, а помощь была бы значительная, потому что, такимъ образомъ, промы­ шленники приходили бы къ Поморью здоровыми, не принося задатковъ про- студныхъ и горячечныхъ болѣзней, схваченныхъ въ пути, какъ это зачастую случалось ранѣе. Все равно, будутъ ли дворы эти построены въ видѣ большпхъ корчемъ или составятся изъ ряда менѣе значительныхъ построекъ, но, главное, долженъ существовать пріютъ, въ которомъ можно бы было отдохнуть и спастись отъ непогоды. Чаще всего свирѣпствуетъ тутъ цынга; заболѣвающихъ ею мѣстные люди начинаютъ мять, колотить, таскать. «Коли, значитъ, цынги- ты боишься, больше смѣйся, больше бѣгай, шевелись — не пристанетъ», гово­ рить поморъ. Однако—къ самому промыслу. Когда поморы уже на мѣстахъ, становища обитаемы и снасти изготовлены и починены, а море открылось, на сцену выступаетъ самый ловъ и прежде всего классическая поморская шняка. Это— судно въ шесть или семь саженъ длины, только сажень съ вершкомъ ширины, и можетъ поднять никакъ не болѣе двухсотъ пудовъ; оно совершенно открыто и очень легко заливается океанскою волною. Н а шнякѣ—двѣ мачты, и когда поставлены всѣ весьма широкіе паруса, то она скользить по морю довольно *) Въ т еч е т е десяти лѣтъ, истепшихъ со времени этого путешествія, сдѣлано пе мало па пользу описываемаго края; много улучшеній, безъ сомнѣнія, внесетъ въ экономическую жизнь края строящаяся въ настоящее время Сѣверная желѣзная дорога.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz