Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 290 — двигались исполннскія волны по слѣдамъ парохода, какъ бы нагоняя и под гоняя его. Здѣсь, на ыостикѣ, высоко надъ палубою, чувствительнѣе были роз- махи качки, и можно было наблюдать, сколько саженъ по всякимъ кривымъ выписывали въ воздухѣ вершины мачтъ. Кто не знаетъ, кто не слыхалъ, что существуетъ въ народномъ повѣрьѣ такъ называемый «девятый валъ», гораздо болѣе крупный, чѣмъ всѣ остальные. Можетъ быть, это—и такъ; можетъ быть, это подтвержд ~іетъ и наука, но простому, непосвященному въ морское дѣло наблюдателю это кажется немного иначе. Самыя судорожныя, самыя неожи- ‘ данныя вздрагиванія и колебанія, захватывающія духъ, испытываетъ судно вовсе не отъ видимой волны. Если вы смотрите на эти надвигающіяся, изрѣдка перебптыя шеренги ихъ, вы- приблизительно вѣрно опредѣляете, въ какую сто рону и насколько накреннтъ васъ. Но вотъ, совершенно неожиданно, безъ вся- каго предупреждены, на полпути уже совершающагося накрененія въ одну сторону, качнетъ васъ съ титаническою силою въ другую, вы какъ будто куда- то глубоко опуститесь и какъ-то очень высоко подниметесь, васъ повалитъ на бокъ, какъ бы потянетъ опрокинуться. Нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что это—работа волны, но отнюдь не той, видимой, хотя бы и девятой, а какой-то другой, идущей глубоко подъ волнами, какая-то совокупность этихъ волнъ, сила, не шіѣющая вида, очертанія, имени, но безконечно большая всѣхъ остальныхъ въ отдѣльности! Былъ седьмой часъ утра, когда на мостикѣ стало замѣтно особенное оживленіе. По разсчету, судно должно было находиться недалеко отъ входа въ Териберскую губу; надо было распознать, отличить входъ въ нее. Это было не легко по многимъ причинамъ. Во-первыхъ, самъ Мурманскій берегъ въ этихъ мѣстахъ настолько однообразенъ скалистыми своими очертаніями, что и въ свѣтлый день входъ въ бухту особенно рѣзкими признаками не отличается. Во-вторыхъ, туманная мгла, завѣса дождя, облегала берегъ сѣ- рою, сомнительною теменью; идти къ берегу ближе V h — 2 миль при вѣтрѣ, сильно наваливавшемъ къ нему, было опасно, а па этомъ разстояніи отъ очертаній Мурмана виднѣлись какъ бы клочья, то и дѣло задвигавшіеся туманомъ и вновь открывавшіеся. Вдали, сквозь туманъ, мѣстами прорывав- ніійся, двигались передъ глазами будто какіе-то осколки, клочки берега. За долгій путь, вслѣдствіе вѣчной неспускавшейся завѣсы тумана, мало что уда лось видѣть отъ Мурманскаго берега; оставалось надѣяться, что на обратномъ пути удастся ознакомиться съ нимъ основательнѣе, и декорація его предстанетъ съ желательною ясностью. Къ счастью, разсчетъ и на этотъ разъ оказался совер шенно вѣренъ, и пароходъ, несмотря на бурю, доставилъ въ желаемую бухту точь-въ-точь въ свое время. Изъ-за мглы, тумана и дождя замѣтно стало на берегу какое-то будто бы углубленіе общаго фасада скалъ: это именно и была Териберская бухта, и судно направилось къ ней. Териберка — одна изъ луч- піихъ, но небольшихъ бухтъ нашего Поморья, и хорошія качества ея сказались именно теперь, потому что она, будучи почти открытою сѣверо-западному вѣтру, отлично защищена отъ подгонявшаго судно, сѣверо-восточнаго, отвѣс- нымп скалами, поднимающимися съ этой ея стороны и называемыми здѣсь,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz