Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 289 — Сѣвера; если гольфстремъ, теплое теченіе идущее отъ запада, обогнувъ Норвегію и направляясь вдоль нашего Мурмана къ Новой Землѣ, обусловливаетъ сравни­ тельную мягкость температуры и незамерзаніе нѣсколькихъ гаваней, то Новая Земля задержпваетъ движеніе къ намъ отъ сѣверо-востока вѣчныхъ, колоссаль- ныхъ льдинъ; не будь этого острова, очень можетъ быть, что бѣлый медвѣдь существовалъ бы и въ Бѣломъ морѣ, а въ Петербургѣ и Москвѣ было бы значительно холоднѣе. Къ утру, часамъ къ тремъ, на пароходѣ сдѣлано было распоряженіе «найтовить» разные грузные предметы, т. е. для прочности прикрѣпить ихъ особыми добавочными канатами; затѣмъ вдоль палубы протянули «леера», ве­ ревки, за которыя при ходьбѣ по палубѣ можно бы было держаться. Это было совершенно необходимо, хотя отъ канатовъ, протянутыхъ поперекъ, ходьба была крайне затруднительна, да и вообще особеннаго удовольствія въ ходьбѣ по наводненной палубѣ, при пошлепываніи съ боку на бокъ, при необходимой въ этомъ случаѣ широкой разстановкѣ ногъ, не предвидѣлось. Буря ісрѣпчала; кренометръ, висѣвшій въ рубкѣ штурыанскаго офицера, показывалъ 30° качки, т. е. 60° въ обѣ стороны, по килю. Было холодно, всего 8°, и сырость про­ низывала насквозь. Мгла—такъ казалось по крайней мѣрѣ— только сгущалась, а между тѣмъ необходимо было видѣть берегъ къ тому времени, когда судно подойдеть къ ближайшей цѣли пути— къ Териберской губѣ, чтобы войти въ нее; до сихъ поръ «Забіяка» оказывался удивительно точенъ въ своемъ пути; будетъ ли онъ таковымъ сегодня? будетъ ли онъ около восьми часовъ утра подлѣ Териберки? Непростительно, испытавъ порядочную бурю въ Ледовитомъ океанѣ, не полюбоваться ею вполнѣ, т. е. не взойти, и не разъ, на тотъ или другой мостикъ. Палуба скоро приглядѣлась. Матросы въ желтыхъ кожаныхъ курткахъ, шапкахъ и штанахъ, такихъ жесткихъ, что глядѣть на нихъ было жестко, заняты каждый своимъ дѣломъ: «поправь то, да прикрѣпи это, да полѣзай туда!» Эти кожаныя куртки на частныхъ пароходахъ называются «олеофраками», въ насмѣшку, конечно, и надо быть достаточно ловкпмъ и сильнымъ, чтобы при лазаньи погнуть какъ слѣдуетъ упругую, неподатливую желтую кожу. За ­ то эта кожа отлично защищала отъ соленой воды, перемахивавшей пзъ-за бортовъ на палубу, а также и отъ той, что подливалась снизу изъ такъ назы- ваемыхъ «шпигатовъ», этихъ отверстій хорошо всѣмъ знаісомыхъ, расположен- ныхъ по краямъ палубы для стока воды. Очень занимательно было видѣть, какъ при сильномъ наісрененіи судна океанская вода, бурля словно въ котлѣ, проникала въ шпигаты ключомъ и тотчасъ же разливалась по палубѣ, чтобы убраться туда же, откуда пришла. Эти посѣщенія волны снизу и разливы ея были бы равномѣрны, если бы не неожиданные притоки воды черезъ бортъ въ болыпемъ или меныпемъ, но совершенно неожиданномъ и разнообразное колн- чествѣ. Вода сверху попадала самымъ непріятнымъ образомъ то за шею, то въ рукава, и составляла для путниковъ, если можно такъ выразиться, самую не­ привлекательную особенность бури при 3° тепла въ водѣ. Видъ съ мостика на океанъ былъ чудесенъ. Необозримыми дегіонами К. К. Случовскііт. ..По Россіи“. I. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz