Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 289 — Сѣвера; если гольфстремъ, теплое теченіе идущее отъ запада, обогнувъ Норвегію и направляясь вдоль нашего Мурмана къ Новой Землѣ, обусловливаетъ сравни тельную мягкость температуры и незамерзаніе нѣсколькихъ гаваней, то Новая Земля задержпваетъ движеніе къ намъ отъ сѣверо-востока вѣчныхъ, колоссаль- ныхъ льдинъ; не будь этого острова, очень можетъ быть, что бѣлый медвѣдь существовалъ бы и въ Бѣломъ морѣ, а въ Петербургѣ и Москвѣ было бы значительно холоднѣе. Къ утру, часамъ къ тремъ, на пароходѣ сдѣлано было распоряженіе «найтовить» разные грузные предметы, т. е. для прочности прикрѣпить ихъ особыми добавочными канатами; затѣмъ вдоль палубы протянули «леера», ве ревки, за которыя при ходьбѣ по палубѣ можно бы было держаться. Это было совершенно необходимо, хотя отъ канатовъ, протянутыхъ поперекъ, ходьба была крайне затруднительна, да и вообще особеннаго удовольствія въ ходьбѣ по наводненной палубѣ, при пошлепываніи съ боку на бокъ, при необходимой въ этомъ случаѣ широкой разстановкѣ ногъ, не предвидѣлось. Буря ісрѣпчала; кренометръ, висѣвшій въ рубкѣ штурыанскаго офицера, показывалъ 30° качки, т. е. 60° въ обѣ стороны, по килю. Было холодно, всего 8°, и сырость про низывала насквозь. Мгла—такъ казалось по крайней мѣрѣ— только сгущалась, а между тѣмъ необходимо было видѣть берегъ къ тому времени, когда судно подойдеть къ ближайшей цѣли пути— къ Териберской губѣ, чтобы войти въ нее; до сихъ поръ «Забіяка» оказывался удивительно точенъ въ своемъ пути; будетъ ли онъ таковымъ сегодня? будетъ ли онъ около восьми часовъ утра подлѣ Териберки? Непростительно, испытавъ порядочную бурю въ Ледовитомъ океанѣ, не полюбоваться ею вполнѣ, т. е. не взойти, и не разъ, на тотъ или другой мостикъ. Палуба скоро приглядѣлась. Матросы въ желтыхъ кожаныхъ курткахъ, шапкахъ и штанахъ, такихъ жесткихъ, что глядѣть на нихъ было жестко, заняты каждый своимъ дѣломъ: «поправь то, да прикрѣпи это, да полѣзай туда!» Эти кожаныя куртки на частныхъ пароходахъ называются «олеофраками», въ насмѣшку, конечно, и надо быть достаточно ловкпмъ и сильнымъ, чтобы при лазаньи погнуть какъ слѣдуетъ упругую, неподатливую желтую кожу. За то эта кожа отлично защищала отъ соленой воды, перемахивавшей пзъ-за бортовъ на палубу, а также и отъ той, что подливалась снизу изъ такъ назы- ваемыхъ «шпигатовъ», этихъ отверстій хорошо всѣмъ знаісомыхъ, расположен- ныхъ по краямъ палубы для стока воды. Очень занимательно было видѣть, какъ при сильномъ наісрененіи судна океанская вода, бурля словно въ котлѣ, проникала въ шпигаты ключомъ и тотчасъ же разливалась по палубѣ, чтобы убраться туда же, откуда пришла. Эти посѣщенія волны снизу и разливы ея были бы равномѣрны, если бы не неожиданные притоки воды черезъ бортъ въ болыпемъ или меныпемъ, но совершенно неожиданномъ и разнообразное колн- чествѣ. Вода сверху попадала самымъ непріятнымъ образомъ то за шею, то въ рукава, и составляла для путниковъ, если можно такъ выразиться, самую не привлекательную особенность бури при 3° тепла въ водѣ. Видъ съ мостика на океанъ былъ чудесенъ. Необозримыми дегіонами К. К. Случовскііт. ..По Россіи“. I. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz