Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

- 276 - лрошдо это разстояніе съ утра очень быстро. Для съѣзда съ него на берегъ необходимо было воспользоваться приливомъ, и для перваго же знакомства съ характеромъ бѣломорскпхъ портовъ приходилось сдѣлать девять верстъ, отдѣлявшихъ пугниковъ отъ Кеми, сначала на паровомъ катерѣ, а дальше, ближе къ городу, въ порогахъ рѣкп Кеми, на мѣстныхъ лодченкахъ. День выдался очень теплый и свѣтлый, и глазамъ было больно смотрѣть на яркое серебро моря, едва колеблемое вѣтромъ. Влѣво отъ судна виднѣ- лпсь на берегу: бездѣйствующій казенный лѣсопильный заводъ и зданіе Яго- стровскаго таможеннаго поста; таможенные солдаты въ матросскпхъ курткахъ, съ зелеными воротниками и такими же околышами фуражекъ, большею частью люди мѣстные, очень отважные и ловкіе моряки. Всѣхъ таможенныхъ карба- совъ въ Бѣломъ морѣ 43; имѣется еще и паровой карбасъ. Въ 1860 году простой карбасъ стоилъ 135 руб., въ 1870—250 руб., а въ 1885 году обхо­ дился онъ постройкою 400 руб.; сравненіе этихъ цѣнъ можетъ служить на- гляднымъ доказательствомъ довольно быстраго возрастанія стоимости лѣса, Береговая линія Ягостровскаго поста, подлѣ котораго «Забіяка» стоялъ на якорѣ, составляетъ 130 верстъ; отсюда же наблюдаютъ таможенные и за Соловецкими островами. Контрабанда вообще слабо развита, но не будь здѣсь этихъ «зеле- ныхъ» людей, она бы, несомнѣнно, процвѣтала. Паровой катеръ, несмотря на встрѣчный юго-восточный вѣтерокъ, или— какъ его здѣсь называютъ — «обѣдникъ», отваливъ отъ судна, шелъ быстро. Прежде всего обозначилась на приближавшемся берегу сосновая роща съ ча­ совнею Ильи Пророка, отстоящею на три версты отъ Кеми; роща эта—люби­ мое мѣсто прогулокъ кемлянъ и единственная представительница зелени на го- лыхъ скалистыхъ окрестностяхъ. Почти одновременно съ нею глянула вдали и сама Кемь, и яснѣе другихъ обозначились на плоскомъ берегу двѣ церкви— старый, закрытый по ветхости, и новый, неоконченный, соборы; имѣется еще небольшая третья церковь—кладбищенская, такъ что въ городѣ церквей двѣ или три— какъ считать. По мѣрѣ приближенія катера, все яснѣе и яснѣе под­ нимались изъ воды мелкія строенія; вырасталъ какъ будто и берегъ, замкнутый вдали по кругу довольно высокими холмами; вправо виднѣлся въ морѣ каме­ нистый иысокъ; невдалекѣ отъ него, по зелени нрибрежнаго луга, двигалось, направляясь къ городу, довольно большое стадо скота. По нѣкоторымъ изъ пе- чатныхъ псточниковъ, мурмансшя и бѣломорсіпя коровы питаются рыбою, тре­ ской, вслѣдствіе безусловнаго недостатка травы. Можетъ быть, такія коровы и существуютъ гдѣ-нибудь дальше, но тутъ, въ Кеми, нѣтъ достаточной причины этому своеобразному развитію коровьяго вкуса. Около двухъ часовъ времени прошло съ тѣхъ поръ, какъ путешествен­ ники покинули судно и, идя противъ вѣтра, но по приливу, оставивъ влѣво полуразрушенную батарею, построенную противъ англичанъ въ 1855 году, въѣхали въ довольно широісій бассейнъ, образуемый рѣкою Кемыо; на берегу, вправо, лежало, накренившись, нѣсколько судовъ, прибптыхъ весеннимъ ледо- ходомъ; невысокіе, голые, скалистые холмы вырисовывались за ними и будто вырастали. Отсюда виднѣлись очень ясно: новый соборъ съ его тремя шатро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz