Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.

— 270 — проходить безъ нихъ. Въ отвЬтъ па это царская грамота 1647 года возбра­ нила прчносъ по кедіямъ питья. Когда ІІикопъ управлялъ новгородскою епар- хіею, онъ тоже замѣтилъ многіе безиорядки въ Соловкахъ, а именно: что прос­ форы пскутъ не пзъ одной пшеничной муки, а съ примѣсыо ржаной; что поютъ въ два, три п четыре голоса, вмѣсто того, чтобы нѣть единогласно; пи­ таются въ ностъ рыбою, доиускаютъ жить мірскихъ людей; вводятъ хмѣльное и нарушаютъ нреданіе обь откровеніи главъ. Обь этомъ писалъ сюда Никонь въ 1651 году. Особенно противились ГІпкону соловецкіе ссыльные, п между ними велъ главенство князь Львовъ, бывшій главный начальникъ печатнаго двора въ Москвѣ. Въ 1655 году вызванъ былъ пзъ Соловокъ въ Москву для пспра- вленія книгъ грекъ Лрсеній; когда онъ вернулся, то жиль двусмысленно и одобряль мнѣнія раскольниковъ. Противъ иснравленія книгъ былъ и самъ архимандритъ Илія. Въ 1657 году прибыль въ Холмогоры съ новыми книгами боярскій сынъ; книгъ э тііх ъ не приняли въ монастырѣ, и монахи начали писать своп знаменитая челобптныя въ Москву. Число недовольныхъ росло; такпмъ оказался п Нпканоръ, архимандритъ Саввина-Сторожевскаго монастыря, тоже удалившійся въ Соловки. Самъ соловецкій архимандритъ Варѳоломей исклю- чиль изъ символа вѣры слово «истиннаго», и онъ же ѣздилъ въ Москву со своими объясненіями. Тогда послана была отъ царя въ Соловки комиссія, подъ начальствомъ архимандрита Старо-Ярославскаго монастыря Сергія. Это былъ «мужъ гордый, якоже древній фараонъ и велерѣчивый», то-есть совсѣмъ непри­ годный къ роли умиротворителя. 4-го октября 1666 года прибылъ онъ и, собравъ монаховъ, прочелъ имъ царскій указъ. Раздались крики: «Указу по­ слушны во всемь, но повелѣнія о символѣ вѣры, сложенш перстовъ, аллилуіи л новоизданныхъ книгъ не пріемлемь...» «Горе намъ! отнпыаютъ у насъ сына Божія! Гдѣ вы дѣвали сына Б ож ія й кричали монахи. Они хотѣли даже пото­ пить присланныхъ стрѣльцовъ, и самъ Сергій поторопился отбыть въ Москву съ келаремъ Савватіемъ; онъ взялъ съ собою также князя Львова и другихъ непокорныхъ. По отъѣздѣ его, избранъ былъ монахами новый келарь Азарііі, открытый врагъ новоисправленныхъ книгъ; монахи послали царю челобитную, въ которой изложили, что за вѣру чудотворцевъ готовы смерть принять; мно- гіе приняли схиму; «позволь намъ, государь», писали они, «въ томъ же нре- даніи быть, чтобы намъ врозь не разбрестись и твоему богомолью, украііному п порубежному мѣсту, отъ безлюдства не запѵстѣть». Настоятель за это время отсутствовалъ, и мятежъ усиливался. Притекали въ Соловки, іірослышавъ о немъ, разные люди, «даже и грабители изъ шайки Стеньки Разина». Когда ігзъ Москвы отиравленъ былъ новый архимандритъ Іосифъ и съ нимъ прежній Варѳоломей, то допущенъ былъ въ поѣздку — что было уже совершенно некстати—.и заявившій свои раскольничьи воззрѣнія Нпканоръ. Онъ предпослалъ своему возвращение въ С оловііи лживое письмо, послѣдствіемъ котораго было то, что Іосифа не приняли, а у Варѳоломея разо­ рвали клобукъ и выдрали волос#. 22-го сентября 1668 годді отправлена была царю еще одна, самая зна

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz