Случевский, К. К. По Северо-Западу России. В 2 т. Т. 1. По Северу России : с картою северного края, отпечатанной в 6 красок, и 146 рисунков / К. К. Случевский. – Санкт-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. – 456, XX с., [1] л. карта : ил.
— 2ii6 — Знаменія Бошіей Матери надъ заиаднымь входомъ въ Преображенский соборъ, дважды поврежденная англійскігми боыбаын въ 185-1 году; на ризахъ малень- кихъ образковъ, продаваемыхъ въ монастырской лавкѣ, тщательно ирорѣзы- ваются два кругленысихъ отверстія, обозначагощія мѣста поврежденія иконы: чудотворная икона «Сосновская», явившаяся св. Филиппу во время его мо литвы за печкою монастырской хлѣбопекарни. Центральною усыпальницею главнѣйшпхъ представителей монастырскаго подвига, полною самыхъ драгоцѣнныхъ воспоминанііг, должно считать непо средственно прислоненную къ собору Троицко-Зосимо-Савватіевскую церковь и находящуюся подъ нею церковь преподобнаго Германа. Въ богатыхъ сере- бряныхъ ракахъ почиваютъ преподобные Зосима и Савватій, одинъ ігодлѣ другого. Изъ множества людей, приходящихъ сюда помолиться угодникамъ, мало кто вспомнптъ, мало кто знаетъ, какпмъ выдающимся человѣкомъ былъ пре подобный Зосима, сдѣлавшій изъ Соловецкаго монастыря то, что онъ ест,ь, ирожившіи въ Соловкахъ сорокъ два года и имѣвшій когда-то въ Велпкомъ Новгородѣ встрѣчп и разговоры съ могущественною Марѳою Борецкого и дру гими вѣчевымп людьми. Отъ раки святителя вѣетъ отдаленною уже исторіею нашею съ четырехсотлѣтняго разстоянія. Рѣзная деревянная сѣнь отѣняетъ серебряные рельефные лики обопхъ подвижниковъ; оба преподобные въ пояс- ныхъ ппсанныхъ изображеніяхъ сами созерцаютъ эти металлическіе лики изъ двухъ сосѣднихъ арокъ; три массивныя древнія лампады неугасаемо теплятся надъ ними; въ большпхъ подсвѣчникахъ иылаютъ десятки постоянно возобно- вляемыхъ свѣчъ. Въ находящейся подъ этою — нижней церкви св. Германа почиваютъ подъ снудомъ святыя мощп его. Собственно говоря, св. Германъ былъ однимт. изъ первыхъ въ дѣлѣ основанія Соловокъ, такъ какъ онъ направился сюда съ преподобнымъ Савватіемъ, онъ же направплъ сюда Зосиму. Подлѣ него, тоже подъ спудомъ, покоятся мощи преподобнаго Иринарха; тутъ же возлѣ почивали до перенесенія мощ іі св. Филиппа. ЬІадгробныя надписи, замѣтныя кое-гдѣ, гласятъ о другихъ угодникахъ, почивающихъ въ безмятежномъ спо- койствіи. Ыѣтъ сомнѣнія въ томъ, что въ длпнномъ ряду памятей соловецкпхъ святитель Филипиъ въ его заслугахъ, страданіяхъ, въ его великой и безстраст- нои стойкости предъ Іоанномъ Грознымъ занимаетъ первое мѣсто. Не мона стырю только, но всей православной Россіи знакомъ и дорогъ этотъ велича вый, страдальческій облпкъ. Филипиъ пропеходилъ изъ знатнаго боярскаго рода Колычевыхъ и воспитывался въ царскомъ дворцѣ въ Москвѣ. По трид цатому году оставилъ онъ царскііі дворъ и удалился, въ 1539 году, въ Со ловки; десять лѣтъ спустя былъ онъ игуменомъ. Во всей псторіи русскаго монашества нѣтъ другого лица, ему подобнаго. Онъ былъ образцовымъ хозяп- номъ; благодаря ему, дикіе острова сдѣлались благоустроенными; пользуясь своимъ богатствомъ, Филиппъ рылъ канавы, засыпалъ болота, созидалъ паст бища, разводилъ скотъ, устроилъ кожевенный заводъ и ввелъ выборное упра- вленіе между монастырскими крестьянами. Если на Муксалмѣ богатъ и оби-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz